Разница между двумя тональностями
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы увидим, что не всегда музыка с использованием одних и тех же нот относится к одной и той же тональности и почему некоторые красивые фрагменты могут выбиваться из общего звучания.
Как мы уже писали, при сочинении музыки, порой, у нас образуются небольшие кусочки (фразы допустим), которые потом можно объединить во что-то большое и целостное.
Но не всегда всё складывается правильно и некоторые кусочки выбиваются из общего звучания, хотя ноты использовались вроде бы те же. При этом кусочки эти звучат тоже хорошо и красиво.
Тут нам может помочь информация из статьи: как определить тональность. Дело в том, что фрагменты, выбивающиеся из общего звучания, могут принадлежать к другой тональности. Вообще, мы писали уже, что тональность - это не один аккорд, а много и играя созвучия, относящиеся к одной тональности, в нашей музыке будет отражаться окраска именно этой тональности.
Давайте посмотрим на конкретном примере.
Тональность Ля мажор
Итак, продолжим музыку, на которой мы остановились в прошлый раз.
Сыграем дальше так:
рис. 1
Послушаем как это звучит.
Звучит, как мы слышим красиво и для тональности Ля мажор необычно, внесена какая-то дополнительная окраска за счет использования нот до бекар, фа бекар и соль бекар.
Эти ноты, как мы уже писали в предыдущей статье, взялись из ладовой альтерации (нота си диез - это вторая повышенная ступень в мажоре (у нас она обозначена как до бекар)) и из мелодического мажора (6-ая (в нашем случае фа бекар) и седьмая (соль бекар) пониженные ступени в мажоре).
Да, а в чём ещё особенность звучания приведенной на рисунке 1 фразы? В том, что она звучит достаточно резко, в отличие от натурального мажора, будто бы "сжатие" происходит. Это нам подходит, к примеру для того чтобы подчеркнуть, что наша композиция вот вот закончится. И мы о чём-то подобном уже писали, кстати в этой статье: http://gorstorehov.com/page/zavershayushhaya-fraza-v-muzyke.
И небольшой музыкальный отрывок с рисунка 1 хорошо разрешается в Ля мажор. То есть мы находимся в этой тональности.
А вот ещё одна фраза, содержащая в себе в основном ноты натурального Ля мажора:
рис. 2
Послушаем как она звучит:
Как слышим тут тоже Трезвучие Ля мажор звучит как тоника (следовательно звучит именно эта тональность).
Ну и можно продолжить предыдущую фразу следующим вариантом, в котором используются лишь ноты натурального ля мажора:
рис. 3
Послушаем как звучит третий вариант:
А теперь вновь будто бы паззл "дособираем" вот эту музыку, добавив в неё три, полученные выше фразы. Таким образом, мы продолжим композицию когда ты влюблён ты окрылён.
рис. 4
На рисунке 4 мы видим в первых двух тактах, то на чём мы остановились в композиции, а далее то, что выделено красными квадратными скобками - это и есть наши три фразы, что мы разобрали выше в этой статье.
Давайте сыграем это и послушаем.
Итак, звучит вполне сносно, на мой вкус, всё отрывки друг с другом более менее сочетаются и мы можем скомбинировать их все вместе в единое целое, словно паззл.
Но порой, мы можем сыграть как-то, тоже красиво и ноты могут быть правильными, но звучание почему-то не будет вписываться в общую картину.
Тональность Ре мажор
А теперь сыграем так:
рис. 5
Давайте послушаем как это звучит:
Звучит красиво, но если мы сыграем этот кусок в контексте нашего произведения, после фраз в Ля мажоре, сыгранных выше, у нас не будет звучать.
Ноты вроде бы такие же и звучит хорошо - должно подходить. Просто этот отрезок в другой тональности - Ре мажор. Мы можем закончить его на этот аккорд.
А вот ещё один, не стыкующийся с нашим Ля мажорным произведением, отрывок:
рис. 6
Послушаем как он звучит:
У него тоже тоника Ре мажор, как мы слышим.
Итак, суть в том, что после Ля мажорных наших последовательностей последние два варианта звучать не будут, однако друг с другом они звучат хорошо (так как тональность одна и та же). Давайте проверим, сыграем сначала фрагмент из Ля мажора, потом из Ре мажора.
рис. 7
А теперь самое главное послушаем ноты с рисунка 7.
Как слышно, действительно музыкальный фрагмент в Ре мажоре звучит уже по-другому, не как первый отрезок (в Ля мажоре), окраска у него другая. А теперь скомбинируем две Ре мажорных фразы.
рис. 8
А теперь послушаем ноты с рисунка 8.
А тут две фразы звучат уже целостно и в "одном тоне" друг с другом и разрешаются благополучно в Ре мажор (тонику).
Из-за этого и выходит, что после "правильных" музыкальных отрывков, которые хорошо друг с другом сочетаются и которые нам хочется оставить в музыке у нас звучит нечто "не в тему", что-то другое по атмосфере.