Завершающая фраза в музыке

Завершающая фраза в музыке

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы посмотрим за счет чего получается фраза в музыке, которой можно закончить свою импровизацию.

Недавно мы написали про то, как порой достаточно непросто правильно определить тональность песни. А также в конце той статьи мы использовали, в получившейся музыке бас, который создает ощущение скорого завершения нашей композиции.

Однако, можно создать не только завершающий бас, но и фразу, которая будет звучать так будто бы мы уже заканчиваем играть и вот вот придем в тонику.

Итак, какому же принципу следовать, подбирая звукоряд для завершения?

Давайте возьмем гамму натурального ми мажора и, используя её, придумаем фразу на трезвучие E.

Фраза в натуральном Ми мажорерис. 1

Давайте послушаем то, что получилось:

Звучит нормально и можно такую фразу использовать во время импровизации и играть на трезвучие E. Однако не слышно особо, чтобы эта фраза звучала так будто бы она последняя в нашей импровизации.

Как же сделать так, чтобы она будто бы говорила нам о том, что "все - мы закончили"?

Для этого можно использовать альтерированные ступени. Как вы думаете зачем надо повышать неустойчивые ступени в устойчивые? Так звукоряд начинает звучать более резко ведь неустойчивые звуки становятся ближе к устойчивым и соответственно стремятся разрешиться еще сильнее.

Так, в прошлой статье мы с помощью баса "показали", что у нас уже конец произведения, благодаря использованию пониженной второй ступени - нотой фа бекар. Это было так:

Завершающий басрис. 2

А вот как это звучит:

Как вы слышите после непосредственно фа бекар очень хорошо брать тонику (трезвучие Ми мажор), если мы хотим подчеркнуть, что у нас завершение.

Фа бекар у нас получилась вместо фа диез (вторая ступень в ми мажоре), то есть мы понизили 2-ую ступень, сделали её ближе к тонике - ноте ми. О возможности таких манипуляций мы писали в статье про ладовую альтерацию.

Да, вам может показаться странным то, изображено на рисунке 2. Вроде бы мы в тональности Ми мажор, а у нас там какие-то странные аккорды. Что там делает Cmaj7+5 (или большой увеличенный аккорд)? Почему там вместо соль изображена нота фа дубль диез?

Просто мы использовали не гамму натурального Ми мажора, а мелодический ми мажор с повышенной девятой ступенью (что и есть нота фа дубль диез).

Звукоряд гармонического ми мажора с повышенной девятой ступеньюрис. 3

Повысили мы девятую ступень, также следуя правилам ладовой альтерации. То есть на самом деле ничего особенного.

Так, теперь давайте построим фразу, используя альтерацию и ноты мелодического мажора:

Завершающая фразарис. 4

Давайте сыграем её на трезвучие Ми мажор (E).

А вот это уже звучит так будто мы завершаем импровизацию и это последняя фраза. Мы использовали здесь ноты мелодического мажора, а также в самом конце по-аналогии с басом пониженную вторую ступень, для более сильного тяготения в тонику.

То есть, изменяя таким образом звукоряд натурального мажора можно получить такое звучание, которое можно применить в определённых целях в своей игре.

В нашем случае мы построили завершающую фразу.

Так, мы можем на трезвучие Ми мажор (E) играть фразы в натуральном мажоре сначала - у нас будет звучать достаточно мягко, потом для нагнетания напряжения, будто бы что-то начинает происходить (можно сравнить это с сюжетом фильма - сначала все тихо и спокойно, потом что-то случается) мы используем мелодический мажор и альтерированные неустойчивые ступени. Так у нас в импровизации будет что-то меняться по атмосфере.

Итак, давайте сделаем то, что написали проверим действительно ли наша фраза звучит как завершающая. Сначала будем играть фразы в натуральном ми мажоре, потом используя изменённый звукоряд.

А вот, что мы сыграли если в нотах.

Завершающая фраза - примеррис. 5

Как слышите, в конце очень четко слышно как наша фраза звучит так, будто бы она последняя в нашей импровизации, мы отметили её красным на рисунке 5.

Итак, получается мы использовали для завершения гамму мелодического мажора с использованием некоторых альтерированных ступеней.

Но это изменение можно использовать не только для построения фраз, но и в гармонии - так будет звучать гораздо интереснее и открываются большие возможности.

Давайте посмотрим как это на практике.

В последнем аудио примере у нас звучит просто трезвучие Ми мажор все время и мы ритмически по-разному его играем. Это был весь наш аккомпанемент

Но, как мы уже знаем, к трезвучию можно добавлять другие неустойчивые звуки простой гаммы (натурального мажора, в нашем случае), чтобы его украсить. Для нашего Ми мажора основными мы будем считать: Ми, Соль диез, Си (это 1, 3 и 5 ступени), дополнительными: Фа диез, Ля, До диез, Ре диез (2-ая, 4-ая, 6-ая, 7-ая) .

И тут-то и начинается самое интересное - мы можем добавлять еще и альтерированные неустойчивые ступени, а также ступени из мелодического Ми мажора (точно так же как мы для завершающей фразы выше делали) к трезвучию.

То есть помимо перечисленных дополнительных ступеней, содержащихся в обычной гамме будем добавлять еще и 6-ую пониженную, 7-ую пониженную и так далее.

Так можно звучание сделать очень интересным. Давайте убедимся. Вместо просто трезвучия Ми мажор сыграем что-нибудь посложнее в аккомпанементе:

Гармония с использованием мелодического мажора и альтерированных дополнительных ступенейрис. 6

У нас в этом аккомпанементе есть завязка, развитие и конец. В начале и в конце можно сыграть тему, а в середине (в развитии) сыграть соло.

Соло же мы составим просто скомбинировав друг с другом подходящие фразы. На подобии того, о чем мы писали в статье про музыкальную фразу.

Правда здесь мы будем использовать мелодический мажор, а также альтерированные ступени вперемешку с натуральным мажором - в общем все то, о чем писали в этой статье.

Вот что у нас в итоге получилось, если в нотах:

Музыка с использованием альтерированных ступеней и мелодического мажора - ноты страница 1рис. 7

Музыка с использованием альтерированных ступеней и мелодического мажора - ноты страница 2рис. 8

Музыка с использованием альтерированных ступеней и мелодического мажора - ноты страница 3рис. 9

Теперь давайте сыграем и послушаем то, что мы записали в нотах:

Поделиться с друзьями
Читайте также
  1. Прикольные фразы для гитары
  1. Как играть соло, используя только блюзовую гамму
  1. Как играть соло на гитаре
  1. Как правильно импровизировать на 12 тактовый мажорный блюз
  1. Как играть блюзовое соло
  1. Рассказ про cтиль свинг и ритм шаффл
  1. Как играть гаммы секвенцией
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]