Что такое тональность

что такое тональность

Здравствуйте, дорогие друзья. Когда только начинаешь заниматься музыкой, то представление о том, что такое тональность в голове размыто и не понятно. С одной стороны вроде бы знаешь, что аккорд - это и есть показатель тональности, но с другой учитель музыки говорит - можешь обыгрывать гармонию одной гаммой, так как такие-то аккорды относятся к одной тональности. И тогда становится не совсем ясно, ведь есть сразу несколько аккордов и по-идее каждому должна соответствовать своя гамма... Почему же я могу на них играть одно и то же?

На самом деле в музыке, когда говорят "тональность ля-минор" или "ля-бемоль мажор" имеют в виду не просто аккорд Am или Ab, а целую последовательность трезвучий, которую вы вольны использовать, как вам нравится. Am или Ab конечно же, будут присутствовать, это главные аккорды и звучание этих созвучий будет окрашивать всю дальнейшую гармонию. Они берутся первыми и называются тониками, тоника значит - основной тон, то есть все аккорды, взятые после них, будут звучать именно в этом тоне. Но какими трезвучиями мы можем развить главную тональность? Любыми? Нет - конечно, можно поэкспериментировать и на слух определить, что взять после, понравившегося вам аккорда, но вы этим, скорее всего, не изобретёте велосипед и в классической теории этот ход, возможно, был уже описан до вас. Но попробовать можно - сочинение музыки всегда процесс очень интересный.

Но, если следовать теории, то нужно построить нужную гамму (мажорную или минорную, в зависимости от аккорда). Ну, вот у нас есть семь нот, тональность такая-то, что дальше? Смысл в том, что мы можем от каждой ноты гаммы отстроить свой аккорд, вид которого будет обусловлен взятой в начале тоникой. Нужно сказать теперь пару слов о группах аккордов, мы их также разбирали уже, но где их использовать тоже надо знать. Итак, аккорды можно подразделить на мажорные, минорные, а также на доминантовые. С первыми и вторыми все более менее ясно - они могут использоваться в тонике и субдоминанте (читайте о функциях аккордов тут) - это обычные трезвучия и интервалы в них мягкие, что делает их звучание таким "не резким", ну понятно в них можно и добавлять какие-либо ступени, сделать их септаккордами и так далее...

А вот доминантовая группа более интересная - к доминантовым можно отнести полууменьшенные, уменьшённые, малые мажорные и их альтерированные варианты, но это конечно не значит, что их нельзя взять нигде кроме как от доминантовых ступеней...всякое бывает и случаи бывают разные. Почему же они используются в доминанте? Мы не просто так упомянули о мягких и резких интервалах - во всех перечисленных доминантовых аккордах присутствуют резкие интервалы, такие как тритон. В этом их отличие от "обычных" мажора и минора, в которых интервалы мягкие. Теперь, какие же аккорды, из перечисленных от какой ноты брать...Это зависит, как мы уже сказали, от первого аккорда - тоники. Допустим у нас тоника мажорная, тогда возьмем её гамму и от каждой из шести ступеней после первой строим аккорды.

От второй нужно взять минорное трезвучие или малый минорный септаккорд (это на выбор) от третьей снова минорный, от четвёртой мажорный (или большой мажорный септаккорд - maj) от пятой - малый мажорный септаккорд, от шестой - минорный, от седьмой - полууменьшенный.

Вот так распределяются аккорды в случае мажорной тональности. Проиграйте эти последовательности, взяв за тонику какой-нибудь мажорный аккорд и вы услышите, что если их взять в таком порядке, двигаясь от 1-ой до 7-ой ступени поступенно, то это все развитие одной тональности (той, которая тоника).

А что в случае минорной тоники? Давайте попробуем случай, когда на первой ступени - минорный аккорд. В этом случае развитие будет такое: аккорд от второй ступени минорной гаммы будет полууменьшенным, от третьей мажорный, от четвёртой минорный, от пятой - минорный, от шестой - мажорный, от седьмой - мажорный (а можно малый мажорный септаккорд в миксолидийском ладу).

Что же теперь делать с этой "кучей " аккордов? Попробуйте просто поиграть их хаотично, подобрав наиболее подходящие вам по звучанию последовательности, можете, например, сыграть тонику (первая ступень), затем аккорд от второй ступени, затем четвёртой, затем третьей ...И дальше как угодно, также вы можете импровизировать на получающуюся аккордовую последовательность - она вся будет относиться к тональности вашего главного аккорда от первой ступени.

Если вам не хочется делать что-то хаотично, то попробуйте использовать квинто-квартовый круг, там вообще будут взаимодействовать все перечисленные нами аккорды и это послужит вам наглядным примером того как их можно применить.

Необходимо отметить, какую функцию выполняет каждый из перечисленных выше аккордов. В случае и мажорной и минорной тональностей созвучия от 2-ой, 4-ой, 6-ой ступеней можно представлять как субдоминанты, а от 5-ой, 3-ей, 7-ой как доминанты. Ну это достаточное грубое разделение, основанное на том, что у субдоминанты (она вообще-то строится только от четвёртой ступени) и доминанты (только от пятой) есть аккорды способные заменять их - подробнее читайте об этом здесь. Вот теперь вы имеете, я надеюсь, большее представление о том, что такое тональность и вам будет интересно импровизировать и сочинять свои вещи.

Для того чтобы было не скучно можно еще поэкспериментировать с изменениями тех или иных аккордов, об этом рассказывалось в статье про альтерацию и в статьях о мажорных и минорных гаммах. Там примеры достаточно простые и сводятся к простому изменению (понижению или повышению) некоторых ступеней в аккордах. Делается это не просто так, а на основе использования нот из мелодического и гармонического видов нашей минорной или мажорной гаммы. Вот собственно и все что я хотел сказать о понятии тональности, не забывайте подписываться на обновления сайта, что бы не пропустить новые статьи.

Поделиться с друзьями

Комментариев еще нет...

Добавить комментарий

Имя

Сообщение

   

:)[music]