Музыкальный метр и ритм в музыке - в чем разница
Здравствуйте, уважаемые посетители. В этой статье мы увидим разницу между музыкальным метром и ритмом в музыке, узнаем, что такое пунктирный ритм.
Метр и ритм - разные вещи в музыке. Метр как мы уже говорили - это равномерная пульсация и он всегда один и тот же для данного музыкального размера.
Вот когда гитаристы ногой считают играя - они отсчитывают именно метр. В разных размерах метр будет разным - если долей четыре, то метр можно обозначить как: Т́а та та та | Т́а та та та. Заметьте первая доля акцентирована и от акцента до акцента расстояние в один такт.
Если метр нечто, что мы изменить никак не можем, то ритм или ритмический рисунок дает нам тот самый простор для деятельности и творчества ибо рисунков ритмических можно придумать и сыграть массу.
Однако, опираться мы в любом случае будем именно на метр чтобы понимать где мы во времени находимся, в каком такте. И тот главный акцент, который падает на первую долю в такте - он сохраняться у нас внутри будет всегда, даже если мы его пропускаем или переносим куда-то с помощью синкопы.
Ритмические рисунки
Первый самый простой вариант создания ритма вот такой:
рис. 1
Он называется остинато, что в переводе означает "упорный". Суть его в том что мы берём рисунок какой-то ритмический и упрямо его повторяем и повторяем, не обязательно он может быть такой как на рисунке 1, можно чередовать две ноты.
Выделяют также пунктирный ритм в музыке, который выглядит вот так:рис. 2
Пунктирный ритм - это не синкопа, мы просто на рисунке 2 метр изменили - его доли "разбили" на другие длительности с использованием нот с точкой (поэтому он и пунктирный), а ударная доля осталась метрической (первой долей каждого такта). Такой ритм характерен для маршей. Дает ощущение торжественности.
рис. 3
Кстати, если добавить в пунктирный ритм еще и синкопирование, то получится ощущение "рваности", такой ритм используют в стиле регтайм, который в переводе и означает "рваный ритм". Смещайте по-разному всегда акцент и получите звучание рваное. То есть от акцента до акцента будет разное расстояние всегда, как будто "рвем" ритм на кусочки. В этом стиле играл Скотт Джоплин.
рис. 4
А как получить синкопу. Синкопа получается всегда, когда мы акцент смещаем с первой метрической доли такта на любую другую. Такой акцент смещенный будет уже называться ритмическим. Синкопа тоже способ создать ритмический рисунок.
А еще разделить ровные метрические доли можно с помощью триолей. Просто делим равномерно четвертную на три равные части, что мы уже делали в статье о том как играть блюз в соль-мажоре.
Кстати, триольный ритм характерен для свинга, его так и называют свинговый ритм.
Вот такие самые простые вещи и можно вытворять с метром, превращая его в различные фигуры. Всё варианты, что мы описали можно чередовать друг с другом создавая мелодию или в аккомпанементе использовать. В аккомпанементе это полезно для того чтобы аккорды, на которые вы импровизируете подталкивали вас играть ритмически разнообразнее, интереснее строить мелодию.
Вообще ритмических рисунков может быть сколько угодно. Просто в метре насколько позволяют ваше чувство ритма разбиваете доли на разные более мелкие длительности и берёте там ноты или аккорды как вам угодно. Думаю вам будет очень весело это делать, особенно когда ровно получится.
А еще для развития чувства ритма (что очень важно музыканту) пробуйте играть сначала в метре, а потом ритмически его усложняйте, например так:
рис. 5
Такие занятия и интересны мне кажется и улучшают ваше чувство ритма, а это много.
А напоследок давайте послушаем регтайм Скотта Джоплина, думаю вы знаете эту композицию:
аня
14 Марта 2016 в 11:19