Как играть блюз в соль-мажоре, объяснение и форма основных аккордов

как играть блюз

Здравствуйте, уважаемые читатели Gorstorehov.com. Сегодня мы начнем рассматривать гармонию блюза, это основные три аккорда данного стиля, а также объяснение их с точки зрения теории музыки. О гармонии и некоторых интересных моментах её построения пойдет речь и здесь. Эта статья начало разговора о том как можно начать импровизировать самим в выбранной блюзовой последовательности. И для начала мы поговорим откуда вообще взялись три доминантовых аккорда, позволяющих получить блюзовый звук...

Собственно, самая стандартная блюзовая последовательность - это просто три аккорда, которые как обычно являются тоникой, доминантой и субдоминантой (читайте также статью на тему гармонии и модуляции, если для вас это новые понятия). Но дело в том, что характерное блюзовое звучание дают доминантсептаккорды. По классической теории музыки блюзовые аккорды не объяснишь, только если с точки зрения альтерации и использования нот мелодического мажора. Давайте представим, что мы находимся в тональности соль-мажор и просто хотим сыграть не блюз а обычные T-S-D. Итак, первый аккорд соль-мажор, вторым у нас будет до-мажор, третьим ре-семь. Хм, как же нам получить из этих аккордов нужные нам доминантсептаккорды, но руководствуясь только классической теорией? Ну, чтобы соль мажор превратить в G7 нужно всего навсего вместо трезвучия взять большой мажорный септаккорд (мэйдж) и в нем седьмую ступень (которая если считать от тоники образует интервал большую септиму - от "соль" до "фа-диез" б7) понизить на полтона, получив вместо фа-диез ноту фа. Это мы можем сделать, используя ступень не из натурального мажора, а из мелодического (в нем она как раз понижена). Второй наш аккорд, который пока что до-мажор, тоже можно изменить, руководствуясь правилами теории.

Мы можем к аккордам диатонической шкалы добавлять альтерированные ступени основной тональности, поэтому давайте альтерируем вторую ступень в соль-мажоре (это будет нота ля), повысив её на полтона (получится ля-диез) и добавим к трезвучию До-мажор.

Трезвучие С плюс нота ля-диез - получается как раз звуковой состав доминантового аккорда до-семь. Ну а третий аккорд D7 - так и так доминантовый (он ведь строится от пятой ступени).

Вот так к примеру можно было бы объяснить появление доминантовых аккордов в тонике и субдоминанте, на месте обычных, если бы мы руководствовались только изученными нами ранее классическими законами.

Однако, на самом деле последовательность наших септаккордов берется не из теории альтерации (хотя мы, на всякий случай, и с помощью нее это объяснить можем) а из блюзового лада.

Блюзовый лад - это такая последовательность звуков, в которой используются измененные устойчивые ступени (в альтерации же изменять можно только неустойчивые ступени).

Построить блюзовый лад можно очень легко, нужно лишь запомнить какие пониженные ступени добавляются к обычной мажорной гамме - это пониженная третья ступень, пятая и седьмая, причем они добавляются к остальным диатоническим ступеням, а не заменяют их.

Ну вот, к примеру у нас есть гамма звуков натурального до-мажора: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до:

Как видите нам нужно обратить внимание на 3-ю 5-ую и 7-ую ступени. Просто понижаем их и добавляем к нотам, которые уже у нас есть вот так:

Вот у нас и получился блюзовый лад. Именно из него и исходят эти три аккорда характерные для блюза.

Как играть блюз - последовательность аккордов

Нам необходимы двенадцать тактов и триольный ритм, чтобы получился блюз, триоли создают такое "качание", а аккорды вы уже знаете...

Напомню, что за единицу отсчета в музыке берутся четверти, поэтому их ногой и отсчитываем во время игры, в свою очередь, четверти в голове (можно считать про себя что-то вроде та-та-та...та-та-та) разбиваем на три равные части, получив, таким образом, триольные восьмые - это позволит вам в дальнейшем усложнять ритмическую конструкцию своего блюза, делая его разнообразнее и разнообразнее (смещение акцентов и так далее).. Но в самом начале мы будем играть на сильную долю, четвертными (но не забывайте, что разбивать мысленно на триольки все же надо, чтобы последовательность звучала как блюз).

12-тактовый блюз в Gрис.6

На рисунке 6-ть мы красными линиями обозначили единицу отсчета (удары ногой) и то, что каждая четвертная нота разбивается мысленно на три равные части (триольки) для создания "качания". А также написан вариант как можно распределить наши три аккорда в 12-ти тактах. А вот форма, в которой их брать на грифе:

как брать аккорды в блюзе Gрис.7

Самое простое, что можно сделать с этими простыми аккордами, чтобы разнообразить эту последовательность - переходить в основные аккорды через их пониженные на полутона варианты. Ну например в до семь прийти предварительно взяв до-диез семь в точно такой же форме. Или можно в ре-семь перейти через последовательно взятые до-семь, до-диез-семь. Получатся такие хроматические переходы.

Собственно, на этом мы пока что прервёмся, а потом будет самое интересное - это то, как эту стандартную блюзовую последовательность можно дополнять или изменять и что вообще делают, чтобы звучало приятно на слух. Вы, наверное, заметили, что мы изменяли так или иначе обычную диатоническую гармонию, вот для блюза превратили все аккорды в доминантсепт и стиль нашей музыки поменялся. Если бы мы брали тонику, субдоминанту, доминанту из последовательности, описанной в статье о ладах народной музыки (по-другому "диатонической шкалы"), то звучание было бы совершенно другим. Таким образом, теперь вы знаете, как играть блюз, в его стандартном варианте, а также можете объяснить это с точки зрения теории. В следующих статьях мы будем добавлять к нашим аккордам что-то новое и интересное, делая звучание блюза разнообразнее и разнообразнее.

Подписывайтесь на обновления, если не хотите пропустить новые статьи. Удачи вам.

Поделиться с друзьями

Комментарии

Добавить комментарий

Имя

Сообщение

   

:)[music]