Как написать музыку в Ля мажоре
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы на практике посмотрим как написать музыку, используя тональность Ля мажор.
Итак, вот допустим у нас сочинился проигрыш, который нам по душе.
рис. 1
К какой же тональности его отнести? Как сделать из него нечто большее, развить?
Наш проигрыш хорошо разрешается в трезвучие Ля мажор.
рис. 2
А вот как это звучит:
Но почему можно трезвучие Ля мажор в этом случае рассматривать как тонику?
Ноту соль бекар можно назвать нотой из мелодического ля мажора (пониженная седьмая ступень). Использование этой ноты даёт возможность взять в доминанте на аккорд E (малый мажорный септаккорд), а аккорд Em (малый минорный септаккорд), что вносит в музыку своеобразие какое-то, меняет её оттенок.
рис. 3
Но нота ля в басу не входит в звуковой состав Em, но её можно рассматривать как дополнительную ступень (11-ую) взятую в басу. Использование этой ступени делает переход из нашего необычного созвучия в Ля мажор более плавным, можно сказать роднит его с трезвучием ля мажор (так как у двух аккордов появляется общая нота в басу).
Это, кстати, похоже на голосоведение, правда мы сохраняем общую ноту в двух аккордах не вверху (как мы писали в этой статье: http://gorstorehov.com/page/bluz-chast-tretiya), а внизу.
Итак, далее разовьём нашу музыку. Сыграем следующий отрезок.
рис. 4
На рисунке 4 мы видим ноту до бекар, которой в Ля мажоре по-идее быть не должно (если не иметь ввиду блюзовую гамму, в которой третья ступень (как раз наша до диез для Ля мажорной гаммы) понижена). Однако, мы знаем, что вторая ступень в мажоре может быть повышена по правилам ладовой альтерации (читайте о них здесь).
То есть можно до бекар нашу рассматривать как си диез (повышенная вторая ступень в мажоре) - это один и тот же звук, записанный на нотном стане по-разному.
Развитие с рисунка 4 можно использовать просто для "разбавления" основного проигрыша вот так:
рис. 5
Послушаем как это звучит:
Далее мы можем уже не просто добавить несколько новых нот в проигрыш, но и вообще развить мысль дальше. Например так:
рис. 6
Послушаем как это звучит:
Вообще - это достаточно интересно - то, что мы пишем аккорды, которых нет в натуральном Ля мажоре (Em7, A7, Dm) означает, что мы использовали мелодический минор.
Остальные же аккорды (Amaj7 - тоника, E7 - доминанта) - стандартные.
Да, а в чём интерес этого развития? В том что мы брали как бы кусочки из аккордов и чередовали друг с другом, находя звучание, которое нам нравится.
А вот что у нас получилось в целом.
рис. 7
Теперь сыграем ноты с рисунка 7 и послушаем.