Как использовать чистую кварту и чистую квинту
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы посмотрим, как использовать чистую кварту и чистую квинту вместо обычных аккордов. Это даст нам особенное звучание, а также возможность играть на гитаре с интересом постоянно по-разному играя.
Это достигается правда не только за счет использования интервалов, но и за счет ритмического переиначивания. Тут очень важно ритмически правильно все делать (чувствовать метр). Но вы все сами ниже увидите.
Есть очень интересный способ играть аккорды, который дает большой простор для творчества при игре. Он заключается в использовании не полных аккордов, а отдельных интервалов из них. В этой статье мы поговорим об использовании чистых кварт и квинт.
Прочитать об этих интервалах вы можете в статье об интервалах в музыке.
Чтобы понять что имеется в виду давайте возьмем стандартную гармонию, что мы уже строили. То есть будем играть квадрат в четыре такта вот так:
рис. 1
Послушаем как это звучит: слушать вариант с аккордами.
Её-то мы и будем играть с помощью чистых интервалов. Тут все очень просто мы будем играть тот же самый квадрат теми же нотами, что есть в каждом конкретном аккорде только так, чтобы у нас всегда сохранялись интервалы ч4 или ч5:
рис. 2
Теперь сыграем то, что записано в нотах на рисунке 2: слушать вариант с интервалами.
Мы на рисунке 2 видим, что в тактах взяты вместе отдельные ноты из звукового состава того или иного аккорда в виде чистой квинты или её обращения (чистой кварты) и они постоянно переиначиваются тем или иным образом. Но для нас фактически это те же самые аккорды, что и на рисунке 1, правда звучит по-другому.
Обратите внимание, что в первом случае (рисунок 1) мы играли равномерно в метре, а в случае интервалов мы "рвали ритм" с помощью синкоп. Так у нас элемент регтайма получился в игре (о регтайме мы писали в статье о разнице между метром и ритмом в музыке).
Таким образом, как вы слышали, мы можем и самую простую гармонию сыграть интересно и развивать постоянно её с помощью использования гармонических интервалов.
Добавление оттенков
Однако, мы с вами уже писали, что к аккорду можно добавлять дополнительные ступени. То есть помимо 1, 3, 5, 7-ой можно прибавить 9, 11, 13-ую ступени. Об этом мы писали в этой статье.
Значит выше (на рисунке 2) мы привели пример только с основными ступенями аккорда. Но можно расширить свои возможности использования ч4 и ч5 за счет добавочных ступеней. Тогда получится еще больше простора для деятельности. Для этого давайте возьмем "расширенную версию" наших аккордов в гармонии.
рис. 3
Так, если на рисунке 1 мы брали септаккорды (то есть просто основные звуки аккорда), то на рисунке 3 мы видим большие аккорды с использованием добавочных ступеней. Мы в каждом аккорде добавочные (9, 11, 13 - снизу вверх) ступени обвели зеленой рамкой, а основные красной. При этом все функционально осталось также: те же самые тоника, субдоминанта и доминанта.
И по тому же принципу, но уже с использованием большего числа звуков давайте сыграем исходную гармонию.
рис. 4
Послушаем как это звучит на гитаре: слушать интервалы с добавочными ступенями.
Вот на рисунке 4 мы изобразили в нотах то, как можно использовать ч4 и ч5 с добавочными нотами вместо стандартных аккордов. Заметьте, что в интервалах мы сохраняли всегда одну основную ноту текущего аккорда и добавляли к ней дополнительную, например в такте 1 мы к основной "соль" добавили "ре" (или девятую ступень из нонаккорда Cmaj9).
Вот так и можно создавать интересную музыку из, казалось бы, самой простой гармонии. Значит для разнообразия и вообще чтобы было не скучно играть нам нужно ритмически переиначивать и использовать интервалы чистую кварту и квинту не только с основными, но и добавочными аккордовыми ступенями.