Как построить минорные гаммы, гармонический минор и как его использовать, что такое параллельные тональности

минорные гаммы

Здравствуйте, дорогие посетители сайта gorstorehov.com. Это вторая статья о гаммах, здесь вы узнаете какие бывают виды минора и как их использовать в своих целях. Мы уже поняли какие бывают мажорные гаммы, как построить каждый из них и на что влияют те или иные ноты, изменяемые для получения из натурального гармонического или мелодического видов мажора. С минорной гаммой дела обстоят примерно так же.

Кстати, существует такое понятие как параллельные тональности и правило их нахождения гласит, что через малую терцию от минорного аккорда находится мажорный аккорд, являющийся для первого параллельной тональностью. Малая терция имеется ввиду от первых ступеней данных аккордов или их тоник (например, для аккорда ля-минор параллельным является до-мажор то есть от ноты "ля" до ноты "до" малая терция). Параллельные тональности - имеют сходный звуковой состав - созвучия ля-минор-семь и до-мажор отличаются лишь одной нотой, которая в басу, она и определяет названия двух этих аккордов. Следовательно, два этих аккорда взаимозаменяемы в гармонии. Для чего нам это сейчас? Просто чтобы соотнести между собой то, что мы уже рассматривали в мажоре и что сейчас рассмотрим.

Итак, что же сказать про минорные гаммы, какие их виды существуют? Первый вид - натуральный. Если вы хотите построить его, то стройте вот такую формулу от той ноты, которая будет тоникой определяемой вами тональности. Формула следующая: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

минорные гаммы - натуральный ля-минор

Таким нехитрым образом у нас получился натуральный вид. Для того что бы из натурального получить гармонический минор (второй вид) нужно повысить на полтона всего одну ступень - седьмую. Эта та же нота, которую мы добавили бы и в гармоническом мажоре, но там это шестая пониженная ля-бемоль (6-ая пониженная ступень для тональности до-мажор) и соль-диез (седьмая повышенная для Ля-минора) - один и тот же звук. Приведем пример получения гармонического минора, далеко за ним ходить не будем - построим натуральный от ноты "ля" и в нём повышаем седьмую ступень - ноту "соль".

минорные гаммы - гармонический ля-минор

Получается, теперь в натуральной последовательности вместо ноты соль мы играем соль-диез. Как же использовать это изменение. Ну, так как у нас гармонический минор то и новшества его (ноту соль-диез) для "усовершенствования" гармонии. Допустим, у нас гармония в ля-миноре. Первый аккорд - тоника Ля-минор, второй доминанта Ми-минор, например, проанализировав звуковой состав этих двух аккордов вы увидите - ноты их составляющие входят в гамму натурального ля-минора (они без диезов и бемолей), но теперь мы знаем о гармоническом виде и ноте соль, которая повышена в нём, ноту эту можно наблюдать во втором аккорде данной гармонии (Ми-минор), давайте ка повысим в нём её, используя гармонический минор.

минорные гаммы - доминанта ми-минор меняется на ми-мажор

У нас получится уже совсем другой по звучанию аккорд ми-мажор, ведь мы можно сказать, повысили третью ступень в ми-минорном трезвучии. Вот один из вариантов того как применить вторую разновидность минорных гамм.

Третий вид - мелодический минор. Получается он повышением в натуральном седьмой и шестой ступеней. В Ля-миноре это ноты фа и соль, можно сказать мы в гармоническом добавили еще повышенную шестую ступень.

минорные гаммы - мелодический ля-минор

Использовать повышенную шестую ступень можно точно также как мы уже выше использовали седьмую - в целях изменения гармонии, преобразования одних аккордов в другие, взятые от той же ноты. Допустим, мы решили в нашей ля-минорной гармонии не сразу идти на доминанту от ноты "ми", а перед этим еще взять аккорд субдоминантовой группы. И сделать это мы хотим от четвёртой ступени, для тональности ля-минор это нота "ре" и аккорд там будет ре-минор, но это если использовать третью ступень аккорда "как обычно", то есть не повышенную, а из натурального ля-минора. Но использовав ноту фа-диез из мелодического ля-минора вместо фа, мы получим не ре-минор, а ре-мажор.

минорные гаммы - субдоминанта ре-минор меняется на ре-мажор

Таким образом, субдоминантовым аккордом в данном случае может выступать как Dm так и D. Можете еще поискать аккорды где есть нота фа и "побаловаться" её повышением, чтобы найти аккорды, которыми возможно заменить "обычные" варианты (о "обычных" мы говорили в статье о ладах, прочитав её вы поймете почему в ля-минорной гармонии, рассмотренной нами, в качестве доминанты должен быть ми-минор, а в роли субдоминанты ре-минор).

Последний вид гаммы, который мы рассмотрим называется венгерским или дважды гармоническим минором. Получается он повышением в натуральном седьмой и четвёртой ступеней. Давайте посмотрим как это будет в Ля-миноре:

минорные гаммы - дважды гармонический ля-минор

Для нашей гаммы, получается, нужно повысить на полтона ноту ре и соль. Вот мы и разобрались с разновидностями минорных гамм. Кстати сказать, рассмотренные нами гаммы относятся к так называемым не октавным ладам.