Тональность до минор - что в ней можно сыграть
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы послушаем как звучит тональность до минор и что вообще в ней можно сыграть, используя лишь ноты натурального минора.
Иногда нам хочется симпровизирвать в какой-нибудь тональности, насладиться игрой на гитаре. Но просто так, сходу это сделать не очень-то и получается. Можно даже расстроится из-за того, что сыграть что-нибудь красивое хочется, но не знаешь с чего начать (хотя вроде бы и знаешь теорию музыки и как всё устроено).
Каждая тональность у нас на самом деле имеет свою собственную окраску. Так, тональность До минор, отличается по звучанию от тональности Ля мажор допустим. Кстати, мы уже импровизировали, используя тональность Ля мажор. В ней мы получили музыку с достаточно гармоничным звучанием.
В этой статье мы тоже сделаем нечто похожее - будем искать красивые музыкальные отрезки для того чтобы потом соединить их вместе, получив нечто целостное.
Итак, в тональности до минор у нас три ключевых знака альтерации:
рис. 1
Начнём с запоминающегося отрезка (что-то вроде темы как в джазе), к которому в конце можно будет логически вернуться и закончить нашу импровизацию.
Выглядеть она будет так:
рис. 2
Давайте послушаем, как это звучит:
Звучит неплохо на мой вкус. Мы подписали также аккорды - у нас просто звучит диатоническая шкала и соответствующие аккорды функции. Так G7 в такте 1 - это доминанта Cm7 - тоника. Bbmaj13 - это аккорд седьмой ступени в миноре с добавленной тринадцатой ступенью.
Fm9 - это субдоминанта, она должна быть минорной (аккордом Fm), но мы вместо третьей ступени используем ноту соль (9-ая ступень в аккорде Fm), поэтому получается этот аккорд у нас ни минорный, ни мажорный. Как мы знаем по такому принципу получается аккорд sus. Но мы рассматриваем это созвучие как минорное трезвучие с добавленной ступенью (имея ввиду, что третья ступень просто не играется).
Cm7/Bb - это просто обращение септаккорда Cm7 с септимовым тоном в басу (получается секундаккорд).
Последний аккорд Cm7/F. Он очень похож на доминанту для аккорда Bb. То есть это что-то вроде побочной доминанты с единственной нотой си бемоль не входящей в состав F7.
рис. 3
Но, как мы знаем это можно расценивать как близкие по звуковому составу аккорду и относить их к одной и той же функции (просто замена аккорда). Действительно, если взять после Cm7/F аккорд Bb, то звучать будет хорошо и правильно.
Значит созвучием Cm7/F (заменяя им F7) мы предваряем переход в Bb, который в свою очередь аккорд 7ой ступени для тональности Cm.
Как же мы можем поступить далее? Уже здесь у нас есть варианты, как продолжить начатую музыку. Например, мы можем сыграть всё сначала, но с некоторыми изменениями.
рис. 4
Интересный момент. Последний аккорд у нас Bbsus4. Если выбросить из него ноту фа, то получится трезвучие Ми бемоль мажор с квинтовым тоном (нотой си бемоль) в басу.
рис. 5
Получается эти аккорды очень близки по-звучанию друг с другом и можно это как-то использовать.
Теперь послушаем тему вместе с первым продолжением.
А можем продолжить и не так, а вот как:
рис. 6
Заметьте, что ноты фа и ре, с которых начинается второй вариант можно расценивать не только как аккорд G7, но и как трезвучие Bb.
Поэтому эти две ноты хорошо будут звучать после созвучия рассмотренного нами выше (Cm7/F), ведь оно практически то же что и F7, а F7 - это доминанта для трезвучия Bb.
За счёт этого часть 2 звучит после главной темы хорошо и правильно.
Ну и послушаем, как это звучит:
Это будет звучать уже по-другому и как слышите - и первый и второй варианты звучат логично, выполняя свою функцию и вместе образуют нечто целостное.
Мы также можем сыграть всё вместе поскольку часть 1 изображённая на рисунке 4 почти то же самое, что и главная тема. А часть 2 (изображённая на рисунке 6) хорошо звучит после этой темы.
рис. 7
Послушаем как будет звучать всё вместе.
Мы можем развивать таким образом музыку снова и снова, ведь вариантов очень много даже при использовании лишь диатонической шкалы, а ведь есть еще и модуляция, замена аккордов и так далее. Но в этой статье мы ограничимся лишь использованием нот из гаммы натурального До минора.
У нас звучит так, будто бы после последнего такта (где заканчивается часть 2) требуется какое-то развитие. Мы можем продолжить музыку, например так:
рис. 8
Добавим этот проигрыш в конец того, что мы видим на рисунке 7. После мы просто можем для правильности добавить ноты фа и ре (рассматривая их как аккорд G7) и закончить нашу маленькую импровизацию на тонике Cm.
рис. 9
Теперь сыграем все три части вместе, получив нечто целостное.