Тема Someday my prince will come или как импровизировать на гитаре

Тема Someday my prince will come или как импровизировать на гитаре - картинка

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы узнаем, как импровизировать на гитаре на примере джазовой темы 'Someday my prince will come'.

В этой статье мы посмотрим на гармонию этой популярной темы из джазовых стандартов. Проанализируем, основываясь на полученных из других статей знаниях аккорды этой композиции и посмотрим, как импровизировать на гитаре в случае её.

Итак, вот ноты, которые мы проанализируем в этой статье:

ноты темы Someday my prince will comeрис. 1

Мы, изображенную на рисунке 1 часть темы затронем, так как в качестве примера того как можно рассуждать при анализе нам её хватит.

Итак, вот мы первым аккордом видим Си-бемоль мажор (это если трезвучие брать) или Си-бемоль мэйдж (это если септаккорд). Это наша тоника как мы знаем она идет первым аккордом и отражает окраску всего произведения. Получается тема наша в тональности Си-бемоль мажор. Однако, сама по себе гамма Си-бемоль мажор вещь достаточно абстрактная, поэтому надо вспомнить про те кусочки, из которых она состоит (об этом мы писали в статье про доминантсептаккорд). А состоит наша гамма из ладов. В каждом из ладов мы строим аккорды чтобы знать, что же может у нас идти после тоники. Ну это, как мы знаем субдоминанта (аккорд от четвертой ступени гаммы) или доминанта (аккорд от пятой ступени гаммы), а также те аккорды из диатонической шкалы, которыми можно заменить эти созвучия (субдоминанту можно заменять созвучиями от 6-ой и 2-ой ступеней, а доминанту от седьмой и третьей):

диатоническая шкала аккорды Си бемоль мажоррис. 2

Итак, идём дальше на рисунке 1 после тоники мы видим аккорд D7. Как же так, его же нет в списке возможных для использования аккордах на рисунке 2, у нас там ре-минор семь. Давайте ка произведём небольшие манипуляции, базирующиеся на написанной нами когда-то статье про минорные гаммы. Там мы уже писали, что диатоническую шкалу аккордов можно изменять...Изначально (на рисунке 2) она у нас построена в натуральном мажоре, в нашем случае в натуральном Си бемоль мажоре. Но мы можем использовать ноту из параллельной минорной тональности, гармонического вида, то есть из гармонического Соль минора. Нота фа у нас в этом случае повысится на полтона. Эти две тональности являются частями единой последовательности аккордов, поэтому так можно делать, но давайте для наглядности посмотрим на рисунок:

использование гармонического минорарис. 3

На рисунке 3 изображено что будет если во всех аккордах, изображенных на рисунке 2 взять ноту фа не из натуральной гаммы Си бемоль мажора, а из гармонического минора Gm. Также на рис. 3 видно, что гамма Bb - это можно сказать продолжение гаммы Gm - они как бы части одного целого, поэтому мы и можем такие манипуляции делать.

Ну вот, благодаря использованию ноты фа-диез вместо фа у нас Ре минор семь превращается в D7, который нам и был нужен.

Далее Ebmaj - это созвучие мы видим в последовательности на рисунке 2 - он самая обычная субдоминанта от четвертой ступени.

А вот G7 откуда? Тут немного поинтереснее там по-идее должен быть соль минор. Тут выберем иной подход. Возьмем привычную медианту (ей и доминантовый аккорд можно заменять, поэтому мы написали на рисунке 2 букву D там) от третьей ступени - Dm7. Теперь по-аналогии с тем, что мы писали здесь (смотрите там рисунки 2, 3, 4) берём вместо исходного малого минорного септаккорда Dm7 минорный аккорд с секстой Dm6 и заменяем в нём басовую ноту на соль - получим G7.

Cm7 далее - это стандартный аккорд от второй ступени (Субдоминантовый) с рисунка 2. Далее опять G7 - понятно, потом Cm7 - понятно. Созвучие F7 - это доминантсептаккорд от пятой ступени - все как на рисунке 2 - ничего необычного.

Далее во второй строчке аккорды почти все те же, что мы уже разобрали кроме C#dim. Да обратите внимание у нас вторая строчка начинается с медианты (Dm7), в данном случае она скорее тонику нашу заменяет - мы о такой возможности писали в статье про гармонию. Типа теперь во второй строчке у нас Dm7 выполняет роль тоники.

Итак, что же у нас с C#dim? Его можно отнести к доминанте от пятой ступени для аккорда Dm7. Тут просто представили на время двух тактов Dm7 как новую тональность и взяли, получается тонику (Dm7) и доминанту (A7), подобие отклонения такое. Да, ну и конечно возникает вопрос - какая еще доминанта от пятой ступени если аккорд C#dim? Да, пятая ступень в тональности ре-минор действительно нота ля и аккорд соответственно Ля-семь в доминанте должен быть, однако посмотрите на этот рисунок:

Ля семь и до-диез уменьшенныйрис. 4

Как видно на рисунке 4 эти два аккорда почти одинаковые по звуковому составу и следовательно взаимозаменяемы, что значит когда мы берём C#dim мы фактически берём A7.

Ну вот анализ гармонии провели. Теперь время импровизировать иначе для чего нам это всё?

Как импровизировать на гитаре на тему Someday my prince will come

Есть некоторые моменты в импровизации, о которых надо сказать, чтобы получилась музыка.

Первый момент - для импровизации самое важное наверное это метр, внутренняя пульсация. В нашей теме размер три четверти, что значит внутри вас должно пульсировать при построении мелодии: Та-та-та | Та-та-та. При этом первая сильная доля каждого такта должна выделяться (на ней ставиться акцент). Чтобы развивать чувство ритма можете пробовать импровизировать вообще без аккомпанемента, считая про себя и ногой отсчитывая сильные доли.

Во-вторых чтобы было красиво - делайте паузы. Между отдельными фразами (вашими мелодическими мыслями) должны быть паузы, они не менее важны (а то и более), чем ноты.

В-третьих надо пытаться вести мелодию, развивать её, для этого, сыграв одну фразу - не забывайте о ней, а лучше прикиньте в голове как её можно развить, продолжить - так ваша импровизация будет иметь какой-то смысл, вид целостного произведения.

В-четвёртых нужно по-хорошему чтобы было в вашей музыке начало, развитие и завершение - так тоже будет похоже на настоящее произведение.

В-пятых - есть некоторые моменты использования устойчивых ступеней (для этого нужно знать арпеджио, обыгрываемого аккорда) и неустойчивых. Неустойчивые должны разрешаться в устойчивые (ноты аккорда). Используйте для этого устойчивый звук на сильной доле(в самой первой доле нового такта), завершайте на нём фразу (разрешение). Тут по-сути все также как с аккордами - доминанта требует разрешения, так и неустойчивые звуки когда вы их играете воспринимайте будто бы вы мелодию еще ведете куда-то и не заканчивайте фразу на неустойчивом звуке - так высока вероятность, что звучать неправильно будет.

Теперь надо понять какие же устойчивые и неустойчивые ступени можно играть на нашу гармонию? Самый простой вариант на аккорды из диатонической шкалы Си бемоль мажора (что изображена на рисунке 2) играть гамму Си-бемоль мажора - в процессе игры в ней будут меняться местами устойчивые и неустойчивые ступени, в зависимости от звучащего в конкретный момент аккорда. Вот эта гамма:

Пять аккордов из диатонической шкалырис. 5

На рис. 5 подписаны названия аккордов, все эти септаккорды можно обыграть гаммой Си бемоль мажор, красным же обведены устойчивые ноты - они меняются от аккорда к аккорду. То есть наша гамма получается такая универсальная обыгрывает все, правда надо успевать следить за сменой главных ступеней.

Однако, у нас есть еще три аккорда, которые не входят в диатоническую шкалу рисунка 2 или же получились путем замен - это D7, С#dim, G7. Вот каким звукорядом можно обыграть D7:

как обыграть аккорд D7рис. 6

D7 получился у нас, как в помните с помощью использования ноты из гармонического минора Gm и это отражено в том как мы подобрали лад для того чтобы обыграть данный септаккорд (см рис. 6). Лад, которым можно обыграть уменьшенный септаккорд C#dim вот какой:

как обыграть аккорд До диез уменьшенныйрис. 7

Итак, получается C#dim обыгрывается гармоническим ре минором, но от ноты до-диез. Собственно и A7 получается тоже из гармонического Ре-минора (по-аналогии с ситуацией с квинто-квартовым кругом), если представлять Ре минор тоникой.

И, наконец, малый мажорный септаккорд G7 обыгрывать можете так:

как обыграть аккорд Соль семьрис. 8

Ну и послушаем давайте как это все на практике звучит: слушать пример

Итак, теперь у вас есть представление, что из себя представляет тема someday my prince will come, а еще вы знаете какие ноты использовать при импровизации на неё. Да самое важное наверное - это получать удовольствие при импровизации, наслаждаться музыкой. Вот на этом пожалуй и всё - до скорых встреч на страницах сайта.

Поделиться с друзьями
Реклама
Комментариев еще нет...
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]