Построение аккордов с использованием ладов
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы рассмотрим строение аккордов и его интересные особенности, а также построение аккордов в ладах.
Есть нечто, что можно отметить если вспомнить наше рассуждение в одной из предыдущих статей. В статье о доминантсептаккорде, мы немного по-другому осветили вопросы построения аккордов, нежели раньше, уделив внимание ладам народной музыки и тому, как они влияют на строение аккордов. Также мы недавно написали статью где увидели почему же можно заменить аккорд Cmaj9 на G7. В текущей же статье давайте объединим знания из двух упомянутых выше статей в единое целое.
Итак, любой аккорд можно рассматривать как ноты лада, взятые вместе, при этом, как мы уже говорили вплоть до всех семи возможных нот. Что ж давайте попробуем на этот раз поработать с ионийским ладом (вообще мажорная гамма и ионийский лад - это по сути одно и то же - звуки одинаковые). Возьмем аккорд Cmaj11 - он, по-аналогии с G11 будет состоять из шести звуков:
рис.1
На рисунке 1 вы видите аккорд Cmaj11. Если внимательно посмотреть на его звуковой состав, то можно заметить, что там не один аккорд, а несколько. Если самую низкую ноту "до" и самую высокую "фа" не учитывать получится созвучие ми+соль+си+ре, которое ничто иное как малый минорный септаккорд или Em7.
рис.2
Если же взять все ноты от "соль" и выше, то получим как раз аккорд G7:
рис.3
Получается, аккорд Cmaj11, который может быть использован на месте обычного Cmaj или До-мажорного трезвучия содержит в себе еще два аккорда - Em7 и G7. Кстати, за счет добавочных ступеней резкость аккорда До-мажор увеличивается. Это и неудивительно ведь "в нем есть" резкий по-звучанию, используемый в доминанте септаккорд G7, в котором в свою очередь есть интервал тритон (имеющий резкое, неустойчивое звучание) между нотами "си" и "фа", а раз он есть в G7 значит и в Cmaj11 он есть.
Вот и еще одна особенность, подтверждающая нам, что вместо До-мажорного аккорда, можно использовать G7 - его мы теперь можем рассматривать и так, как будто мы берем верхние четыре ноты из состава Cmaj11.
Конечно вы можете уже догадаться и сами, что если дальше расширять Cmaj11 до Cmaj13, добавив еще и ноту "ля" вверху, то в этом большом созвучии мы сможем найти другие аккорды, на самом деле абсолютно все из диатонической шкалы до-мажора, о которой мы рассказывали в статье о ладах.
Такое построение аккордов в музыке дает нам еще больше свободы в игре на гитаре, да и других инструментах, более полное понимание гармонии и простора для того чтобы импровизировать разнообразно и не скучно.