Какие бывают переборы на гитаре
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье речь пойдет о видах переборов на гитаре, мы поговорим о том что такое простой перебор, сложный перебор и перебор "Пятёрочка".
Аккорды на гитаре - можно играть разными способами - боем или перебором. Перебор на гитаре звучит более мягко нежели бой и его можно использовать для того чтобы создать ощущения успокоения в аккомпанементе или вообще сделать композицию состоящую только из аккордов - получится красиво и просто.
Итак, перебором на гитаре можно играть с помощью медиатора или пальцами. Давайте как-нибудь обозначим каждый наш палец прежде чем играть переборы. Большим пальцем будем играть басовую - самую низкую ноту аккорда - его обозначим буквой "Б". Указательный обозначим как "у". Средний - "с". Безымянный - "б". Мизинец - "м".
Как играть аккорды простым перебором
Первым мы рассмотрим простой перебор. Давайте возьмем какую-нибудь простую гармонию чтобы им воспользоваться. Допустим - это будут следующие аккорды: C maj | Dm9 | Am/E | Fmaj | C/G | Bdim | Cmaj/G | F#m-5 | Bm/F | E7 | Am . Возьмём мы их вот так на гитаре:
рис.1
Это нужно для того чтобы между аккордами была некая связь - голосоведение вы заметите, что некоторые ноты из аккордов идут хроматически друг за другом, другие имеют общую ноту(об этом мы говорили немного в статье о блюзе) - за счет чего гармония приобретает плавность и звучит хорошо. Так, хороший аккомпанемент - это не просто куча несвязанных друг с другом аккордов, в нем своя мелодия как бы должна развиваться - это тоже творческий процесс а не механический, как и при игре соло.
Итак, аккорды мы знаем как взять осталось только их сыграть, используя простой перебор. Формула его следующая: "Бус бсу". Каждая буква в формуле обозначает тот или иной палец как мы обозначили их выше. Мы будем играть в размере две четверти и каждую долю разобьем на три части равномерно - получится по три восьмых ноты объединенные в триоли. Значит на первую долю играем пальцами: "Бус" на вторую "бсу".
Все аккорды (кроме последнего, который мы просто сыграем без перебора и возьмем его на время равное половинной ноте, в качестве завершения) у нас состоят из четырех нот, как вы видите на рисунке 1 и в каждом из них пальцы будут расположены одинаково на струнах вот так:
рис.2
Давайте теперь послушаем как звучат все эти аккорды, сыгранные первым видом перебора: пример простого перебора
Все эти аккорды мы взяли кстати руководствуясь той информацией, о которой мы говорили в статьях посвященных гармонии, о диатонической шкале, заменах аккордов и так далее. Например, аккорд Bdim или Си-уменьшенный - в том месте где он стоит заменяет нам аккорд соль-семь, или доминанту для тональности До-мажор (в которой приведенная выше гармония), поэтому ничего необычного в ней нет, а F#m-5 - это аккорд заменяющий Am о чем мы упоминали в этой статье. Плюс все необычные варианты Сmaj или Bm/F - это просто обращения обычных аккордов, Bm/F - абсолютно идентичен по звуковому составу аккорду Bm-5. То есть обо всем этом мы уже писали - ничего необычного.
Итак, вот таким образом очень просто, имея лишь небольшой багаж знаний по гармонии и теории музыки и о простом переборе можно сыграть уже что-нибудь интересное и самим начать сочинять музыку - это очень интересный процесс, ведь вариантов сыграть стандартную гармонию множество за счет использования разных, но имеющих что-то общее между собой аккордов.
Сложный перебор
В сложном переборе все также как и в простом в плане расположения пальцев на струнах, только последовательность их другая : "Бусу бсус" - то есть если брать размер две четверти, здесь каждая доля разбивается не на три как в простом, а на четыре равные части - это будут шестнадцатые (четвертная поделенная на четыре будет состоять из четырех шестнадцатых).
Аккорды для сложного перебора возьмем следующие: Dm9 | Bb | Bbmaj | Bb7 | Em-5 | Edim | A-9 | Fmaj | Bbmaj | Em-5 | A7 | Dm7. А брать на грифе мы их будем следующим образом:
рис.3
Теперь послушаем как звучат эти аккорды, сыгранные сложным перебором: пример сложного перебора
Да, стоит отметить - в случае аккорда Bbmaj, который идет перед Em-5 мы его можем обозначить как Bbmaj/F, но это необязательно потому что функционально это Bbmaj - об этом свидетельствует звуковой состав аккорда и в данном случае написав просто Bbmaj мы опирались на звуковой состав созвучия, а не на то какая нота у него в басу. У нас много аккордов так обозначено, поэтому чтобы вопросов не возникало почему записано именно так - проанализируйте их звуковой состав.
Перебор "Пятёрочка"
Существует еще и третий вид перебора, которым играют всеми пятью пальцами (поэтому он и называется "Пятёрочка"). Он похож на простой только в нем мы "охватываем" не четыре, а пять струн. Конечно для этого нужно брать аккорды с самой низкой нотой (басом) находящейся либо на шестой струне либо на пятой, иначе мизинец мы просто не сможем задействовать. Вот какой порядок должен быть у пальцев в случае этого перебора: "Бусб мбсу" - а по длительностям всё также как и в сложном переборе шестнадцатыми равномерно разбиваем четвертные.
Для перебора "Пятерочка" сыграем вот эту последовательность аккордов: Dm+7 | Fmaj9 | Dm+7 | Gsus | Gm7/6 | Gm7/6 | C7 | A7 | Dm .
Но играть их мы будем особенным образом как и аккорды простого перебора и сложного для того чтобы они звучали интересно и связанно друг с другом:
рис.4
А вот так пальцы должны располагаться на струнах при игре (использовать пальцы надо в той последовательности, которая описана нами выше в формуле перебора "Пятерочка").
рис.5
Ну и давайте конечно послушаем как это звучит: пример перебора "Пятерочка"
Итак, вот мы и узнали несколько видов переборов на гитаре, таких стандартных. На самом деле переборы (на основе трех описанных видов) можно придумывать самим и тут нет никаких ограничений.
Также вы увидели как можно брать аккорды - те самые тонику, субдоминанту, доминанту, с различными их заменами, чтобы они звучали хорошо. Как видите для построения гармонии простора на грифе гитары очень много - нужно следить за голосоведением и стараться чтобы звучала мелодия. Так, теперь мы можем, используя простой перебор и два других,а также опираясь на знания, полученные в предыдущих статьях о гармонии и особенностях аккордов пробовать сочинять музыку самим.