Что такое квинтовые аккорды
Здравствуйте, уважаемые посетители. В сегодняшней статье мы поговорим об нестандартных способах построения аккордов, в частности про квинтовые аккорды.
Вы возможно брали на гитаре вот такой аккорд:
рис. 1
Звучит он красиво, но может возникнуть вопрос - к какой тональности его отнести и как вообще развить? На самом деле, прочитав некоторые предыдущие статьи (например эту), вы может быть уже догадываетесь, что это созвучие на рисунке 1 можно отнести к части трезвучия ре мажор (ноты ре, ля) с добавочной девятой ступенью (нотой ми). А еще можно его расценить и по-другому, например как Ля минор (ноты ля, ми) с 11-ой ступенью (11-ая ступень будет нота ре). Тут много вариантов и можно выбрать один какой-нибудь, подходящий для вашей гармонии. Итак, поговорим немного о таких аккордах - ведь это тоже можно сказать трезвучие, только построенное не терциями, а квинтами.
Давайте начнем издалека - мы знаем о том, что будет если взять от ноты "до", к примеру две малые терции.
Получится уменьшенное трезвучие, если взять две большие будет увеличенный аккорд, который обыгрывается целотонной гаммой. Ну, а кварты можно взять одновременно? Ведь возможности гитары нам это позволяют. На самом деле можно - это еще один способ нахождения трех звуков для создания аккорда.
Итак, для построения нам нужен какой-нибудь лад, допустим возьмем ионийский. Теперь в нём от ноты до просто строим кварты вот так:
рис. 2
Как видите на рисунке 2 у нас получилось созвучие, состоящее из одной чистой и одной увеличенной кварты (или тритона). При этом мы при построении аккорда находились в рамках ионийского лада, то есть взяли три его ноты: до, фа, си вместе - это можно также назвать аккордом C11, где фа добавочная ступень, то есть просто до мажор с надстройкой.
Кстати, можно в этом же ладу и четыре ноты взять квартами, а не три вот так:
рис. 3
Теперь логично предположить, что и квинтами мы можем строить трезвучия. Давайте построим две чистые квинты от ноты до:
рис. 4
Так у нас получился аккорд С9 или просто до мажорное трезвучие с добавочной девятой ступенью. То есть функционально это до мажор, но с таким интересным звучанием.
Кстати, можно с помощью квартовых созвучий обыграть любой аккорд: мажорный, минорный или малый мажорный септаккорды. Для этого нам надо опять же рассуждать не звуками входящими в аккорд, а нотами лада, в котором этот аккорд построен (то есть не четырьмя, а семью звуками). То есть на До мажор играть созвучия, построенные квартами от всех нот ионийского лада. При этом для гитары это очень удобно у нас получится следующая последовательность:
рис. 5
Как видите, на рисунке 5 мы можем в любом секторе грифа таким образом взять До мажор. Мы обвели на картинке красным основные звуки (из созвучия До мэйдж), остальные же дополнительные , которые можно добавлять к нему - то есть в любом месте грифа мы с помощью квартовых аккордов можем взять фактически До мэйдж - очень удобно. А вот, например как аккорды, построенные квинтами можно играть на ре минор семь в дорийском ладу.
рис. 6
Как видите принцип тот же - мы обвели на рисунке 6 добавочный звук - все три показанных созвучия можно играть вместо Dm7 (на рисунке 6 у нас Dm7 с надстройкой - нотой "соль").
С помощью квартовых аккордов можно что-нибудь сочинить, использовать в аккомпанементе. Давайте попробуем сделать это.
Пример использования квартовых и квинтовых созвучий
Квартовые и квинтовые аккорды дают нам очень специфическое звучание, но простора для их использования довольно много. Вот интересное. Давайте возьмем вот такой аккорд:
рис. 7
рис. 8
Как видите он образован двумя чистыми квинтами, которые разделяются малой секундой.
рис. 9
По звуковому составу это аккорд Fmaj7, только с нотой ля в басу - то есть его обращение, можно сказать. Заметьте насколько большая разница в звучании обычного Фа мэйдж и этого аккорда:
В аудиопримере мы первым играем Fmaj7, а вторым его обращение.
Итак, вот мы нашли, понравившийся нам по звучанию аккорд. Давайте далее разовьем его, в основном используя квинтовые и квартовые аккорды. В итоге мы получим музыку с интересным звучанием: