Как использовать тональность ля мажор для сочинения своей музыки
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы будем использовать тональность ля мажор для сочинения музыки и узнаем о вариантах того, как это можно сделать.
Когда начинаешь играть музыку, то порой это приносит радость и гармонию. Внутреннее состояние может улучшиться и на душе станет веселее.
Мне кажется очень интересно и самому уметь что-нибудь сочинить. Для этого можно использовать те "инструменты", о которых мы писали на страницах этого сайта.
Сейчас мы, используя тональность ля мажор, попробуем применить накопленные нами с вами знания. Мы уже, кстати, делились чем-то подобным в статье Как сделать бас в своей музыке из аккордов.
В конце мы послушаем музыку, а в самой статье выделим и разберём некоторые интересные моменты. Давайте сделаем это.
Итак, тональность у нас Ля мажор.
Момент первый.
Как мы знаем в качестве субдоминанты мы можем брать в мажорной тональности аккорд второй ступени (минорный).
Для нашей тональности - это аккорд Bm7. Однако, мы можем использовать альтерацию (про альтерацию читайте здесь: http://gorstorehov.com/page/chto-takoe-ladovaya-alteraciya) и использовать пониженную пятую ступень в этом аккорде (то есть мы в тональности ля мажор понижаем шестую ступень - ноту фа диез).
Так, у нас получится полууменьшённый септаккорд от второй ступени. Вот - уже у нас нестандартное что-то есть.
После него мы можем прийти, например в аккорд шестой ступени - Фа диез минор семь. После него опять в Bm7-5 и в тонику Ля мажор.
Получается у нас тут что-то вроде плагального оборота (то есть когда субдоминанта и тоника присутствует - без доминанты - о видах гармонических оборотов читайте здесь:http://gorstorehov.com/page/vidi-garmonicheskih-oborotov)
Мы можем переходить из аккорда в аккорд интересно, кстати, а не просто стандартными аккордами. Давайте послушаем стандартные аккорды:
рис.1
А вот как можно то же самое сыграть нестандартно и интересно.
рис.2
Вот так - казалось бы, аккорды достаточно простые, но можно сделать из них нечто, что звучит.
Момент второй
Также мы можем в музыку добавить нечто блюзовое за счёт использования повышенной девятой ступени (или второй) - это тоже для мажорной нашей тональности вполне нормально и тоже можно отнести к ладовой альтерации.
Это тоже привнесёт в звучание нечто новое и поможет развить нашу композицию. Используем это так, к примеру.
рис.3
За счет использования повышенной девятой (си диез) в Ля мажоре, кстати у нас получается еще аккорд E7+5 (это доминантсептаккорд с надстройкой). Он тоже как слышите звучит достаточно по-блюзовому. Это вносит в музыку свой колорит какой-то.
Момент третий.
Также в каденции, к примеру можно использовать большой увеличенный септаккорд. Он получается если в аккорде от шестой ступени (параллельная тональность для Ля мажора) - F#m7 понизить ноту фа на полтона (это будет вновь шестая пониженная ступень как и в моменте первом, но аккорд другой).
рис.4
Этот аккорд также дает и дополнительную ноту для баса в каденции, к примеру. И можно это использовать так, допустим:
рис.5
Ну и послушаем как звучит каденция с рисунка 5.
А теперь можно по-импровизировать в тональности Ля мажор, используя в том числе и те приёмы, о которых мы написали в статье. Послушаем, что у нас получилось.