Что такое каденция на примере гармонии темы Someday My Prince Will Come

Что такое каденция на примере темы Someday My Prince Will Come

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы узнаем, что такое каденция на примере гармонического отрезка джазовой темы Someday My Prince Will Come.

Часто в музыкальных произведениях можно услышать последний гармонический отрезок, который звучит как завершение. Это и есть каденция. Умение завершить музыкальное произведение считается показателем уровня исполнительского мастерства. Это достаточно важно, на мой взгляд.

Мы уже анализировали гармонию темы My prince Will Come, но лишь основную её часть.

У нее есть достаточно интересное завершение, что собственно и можно назвать каденцией.

В нотах она выглядит так:

Завершение пьесы Someday my prince will comeрис. 1

Но самое интересное на мой взгляд понять, что же это функционально за аккорды. Узнав это мы сможем применять эти ходы и в своей музыке.

Итак, произведение у нас в тональности Bb (Си бемоль мажор). Каденцию, изображенную на рисунке 1 можно отнести к этой тональности.

Происхождение аккордов Fm7 и Bb7.

Хотя выглядит странно - там откуда-то взялся Фа минор семь (Fm7), а в диатоническом варианте должен был бы быть Фа семь (F7). Но как мы уже писали в этой статье у нас есть еще и мелодический мажор. Вот в нём-то (то есть в мелодическом Си бемоль мажоре) и получается вместо F7 Fm7.

Аккорд пятой ступени в мелодическом и натуральном мажорерис. 2

Да, важная вещь - когда используется мелодический вариант гаммы вместо натурального, как тут у нас - это меняет звучание композиции в сторону большего напряжения и как будто бы движение куда-то начинается. Мы что-то подобное делали уже в статье про завершающую фразу в музыке. Для каденции это нам подходит.

Далее у нас Си бемоль семь, что также можно объяснить использованием ноты из мелодического мажора. То есть в Bbmaj7 вместо ля взяли ля бемоль.

Кстати, B7 в нашем случае это доминанта к субдоминанте от четвертой ступени, в которую мы собственно и переходим дальше. О подобном мы писали уже в статье побочная доминанта - пример использования.

Аккорды Ebmaj7 и Edim7.

Эти аккорды - это субдоминанта (самая стандартная - 4-ой ступени). А вот с Edim7 немного посложнее. Это можно отнести функционально к побочной доминанте к аккорду Dm7 (медианта от третьей ступени в мажоре).

Но это не сам аккорд A7, а его замена уменьшенным септаккордом. Edim7 это ведь по-звуковому составу абсолютно то же самое, что и A#dim7.

Кстати, появление A7 в тональности Bb можно объяснить ещё и с помощью альтерации (про ладовую альтерацию читайте здесь). Ведь мы в мажоре можем повысить четвертую ступень и вторую:

Альтерированный аккорд от седьмой ступени в мажорерис. 3

Как видите на рисунке 3 с помощью альтерации можно получить такой аккорд, то есть это тот же септаккорд от седьмой ступени в мажоре (в диатоническом варианте полууменьшенный), но с повышенными ступенями.

Аккорды Dm7 и С#7.

Dm7 - это понятно медианта третьей ступени, к которой мы брали доминанту (Edim7) в предыдущем примере. То есть - всё логично...

Далее С#7. Это можно назвать тритоновой заменой аккорда G7 (мы писали о ней здесь). А он (G7), в свою очередь получается побочная доминанта, к аккорду второй ступени в Си бемоль мажоре, то есть к Cm7.

Аккорды Cm7 и F7.

Ну а тут все стандартно - последовательность: 2, 5, то есть субдоминанта второй ступени в Си бемоль мажоре и её доминанта (5-ая ступень). После F7 можно прийти в тонику (Bbmaj7) и закончить пьеску.

Итак, давайте послушаем как же звучит завершение, что мы разобрали в этой статье.

Поделиться с друзьями

Читайте также

  1. Анализ музыкального произведения на примере Menuet BWV Ahn. 114
  1. Подбор аккордов к музыкальному произведению на примере Menuet BWV Ahn. 114
  1. Как подобрать аккорды к песне
  1. Как подобрать аккомпанемент к мелодии часть вторая
  1. Музыкальный анализ композиции Иванова Крамского
  1. Побочная доминанта - пример использования
  1. Звездная - как использовать полууменьшенный вводный септаккорд седьмой ступени в мажоре

Комментариев еще нет...

Добавить комментарий

Имя

Сообщение

   

:)[music]