Особенности доминантсептаккорда, разница между ладом и гаммой
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы разберём особенности доминантсептаккорда, а также увидим в чем разница между ладом и гаммой.
Начнем давайте с того, что посмотрим на гамму под несколько другим для нас углом. Гамма - это нечто большое, содержащее в себе более мелкие части. Более мелкие части это лады, о которых мы уже достаточно писали. То есть обычная мажорная гамма содержит в себе семь ладов, лад же - это часть звукоряда гаммы, играемая от определенной ноты, от ноты "до" (допустим у нас гамма до-мажор) до "до" (не включительно), от ноты "ре" до "ре", от "ми" до "ми". То есть от "до" до "до" - один кусочек, от "ми" до "ми" другой и так далее.
рис. 1
Сколько нот в гамме столько и ладов получится у нас. Вы это скорее всего уже знаете. Что же такое аккорд? Аккорд - это можно сказать все ноты лада взятые одновременно.
При анализе мелодии и подборе аккордов к ней - то, что мы написали выше полезно помнить, ведь мелодические куски часто находятся в рамках какого-то лада и так мы и можем определять какой аккорд лучше взять в том или ином месте произведения. Определив лад, в котором звучит мелодия мы можем с легкостью построить аккорд, помня, что 1-ая, 3-я, 5-ая, 7-ая ступени лада являются основными (для создания аккорда), а все остальные (2-ая, 4-ая, 6-ая) - добавочными и используются для придания определенной окраски, напряжения основному аккорду. 2-ая, 4-ая, 6-ая - это кстати те же самые ноты, что и 9-ая, 11-ая, 13-ая. Да, в классической теории музыки седьмая ступень тоже добавочная, а основные - это 1, 3, 5. Но мы тут считайте рассматриваем по-джазовому септаккорды, так тоже никто не запрещает.
Доминантсептаккорд
Возьмем для примера доминантсептаккорд G7 и рассмотрим его с точки зрения того, о чем выше написали. Потому что звучит странновато да: "Как это вот так просто все ноты лада возьмем вместе? Все семь штук?". На самом деле здесь нет ничего особенного, давайте убедимся в этом. Итак - это миксолидийский лад, который является частью гаммы до-мажор. Именно G7 представляет собой только основные ступени лада взятые одновременно.
Но можно взять и больше нот из этого лада - добавим к нему ноту "ля" - получится G9 (принято писать так при этом седьмая ступень 7 никуда не делась она подразумевается - это аккорд из пяти звуков или нонаккорд). Добавим "до" - будет G11 (ундецимаккорд), добавим "ми" получится G13 (терцдецимаккорд, состоящий из семи нот).
рис. 2
Вот аккорд G13 - это пример того, что мы одновременно взяли все ноты лада. При этом функционально это по-прежнему тот же исходный аккорд (G7) - доминанта как мы привыкли в "классическом стиле" его рассматривать.
Итак, исходя из вышесказанного мы можем получать очень красивый по звучанию аккорд в доминанте - не такой как доминантсептаккорд G7, состоящий лишь из четырех звуков и быстро приедающийся. Как же его взять на гитаре? Например так:
рис. 3
На гитаре не все семь нот можно взять поэтому мы его взяли так как указано на рисунке 3, но все таки он звучит красиво и может быть использован - суть его сохраняется.
Обратите, кстати, внимание на то, что аккорд на рисунке 3 можно расценивать и как Fmaj/G (Фа-мэйдж в басу соль). Да, откуда берётся эта запись "в басу"? Все очень просто - часто мы берем аккорд с добавленной девятой ступенью, но её же можно перенести вниз на октаву. Вот когда мы её берём в самом низу аккорда она и получается в басу - это тоже один из приемов, который можно с успехом использовать. Так Fmaj/G это по звуковому составу то же, что и Fmaj9.