Что такое импровизация, три компонента
Здравствуйте, дорогие читатели сайта Gorstorehov.com. Добро пожаловать в описание раздела "импровизация", которое также является рассуждением на тему что такое импровизация в музыке. Яркими примерами импровизаторов являются такие композиторы как Иоганн Себастьян Бах и Фредерик Шопен. Если научитесь играть Шопена, научитесь и джазовой импровизации, как говорят некоторые учителя джазового отделения. Почему? Потому что Шопен любил импровизировать и произведения его (если вы решите поиграть, то заметите это) - это просто импровизация. Многим, кстати не нравиться некоторое однообразие музыки Шопена, что делает его композиции очень похожими друг на друга. Во времена композитора же все были в восторге от его таланта, постоянно просили его играть, даже когда у того уже не было на это никаких сил. Музыка Шопена приедается, потому что в ней присутствуют одни и те же линии и способы их построения. Определённые приемы, мотивы (можно назвать это "фишками"), кочующие из одного произведения композиторов в другое, составляют определённый звук, по которому можно сразу догадаться, чья музыка сейчас играет.
Вероятно, одним из самых "богатых" на "фишки" композиторов был Иоганн Себастьян Бах, музыка которого в своё время звучала настолько оригинально и необычно, что ни в одном духовном учреждении, где работал композитор она не была принята, ведь в то время все следовали определённому культу в музыке, а какое-либо новаторство сразу вызывало неодобрение, выливавшееся в жалобы начальству. Однако Бах служил музыке до конца, он искал все новые и новые варианты для её построения, что привело к невероятной свободе его как импровизатора. Действительно, если верить записям современников о Бахе - не было тогда мастера в игре на клавишных лучше, чем Иоганн Себастьян.
К чему же вся эта информация? Дело в том, что в наше время ничего, по сути, не изменилось - все классные музыканты, которые импровизируют, имеют собственные фразы, которые отражают их ход мыслей. Именно из таких клише вырабатывается собственный стиль музыканта, делающий его узнаваемым и оригинальным. Поэтому главное - это выработка собственного стиля. Но как формируется стиль музыканта? Гитариста, например? В процессе обучения игре на инструменте нужно найти что-то, что тебе по душе. Допустим, выбрать какого-то великого гитариста и попытаться имитировать его игру. Вы просто снимаете его фразы на слух и "вклеиваете" в свои собственные наработки, при этом вам придет понимание импровизаторского мышления данного музыканта, и частичка его опыта. Чем больше вы изучите вариантов и стилей других музыкантов, возможно даже из нескольких музыкальных жанров, тем насыщеннее и разнообразней будет ваша собственная игра. Сам Джон Маклаффлин, являющийся очень уважаемым в мире гитаристом, у которого учатся и учились, в одном интервью сказал о своём стиле весьма просто - "три направления повлияли на мою музыку - это блюз, фламенко и индийская музыка". Поэтому любознательность - главное качество необходимое начинающему импровизатору.
Такой подход имел место и в обучении Моцарта. Ему очень повезло с отцом-музыкантом, который с самых ранних лет возил мальчика по разным городам, дабы тот ознакомился с подходами многих мастеров к музыкальному искусству. За счет этого в музыке Вольфганга Моцарта мы слышим пестроту и буйство красок, сформированных его осмыслением того, что он получил от множества музыкантов.
Что такое импровизация - важнейшие компоненты
Итак, нужно сказать пару слов о нашем разделе, зачем нам все эти статьи? Значение их выливается из всего вышеизложенного - вы будете импровизировать тем лучше, чем больше вариантов "как сыграть" вам будет известно. Теперь, что такое импровизация, если говорить конкретно? Импровизация складывается из мелодического, гармонического и ритмического разнообразия.
1 мелодический компонент основывается на использовании различных интервалов и их чередовании в построении мелодии. Если вы будете рассуждать интервалами, то ваш звук преобразиться, станет более ярким и разнообразным, за счет смены секст и кварт, терций и квинт. Также неплохо было бы использовать арпеджио (о нём также идет речь в данном разделе) для разбавления и построения на его основе фраз. Ещё нужно уметь пользоваться (опять же для разнообразия) всевозможными видами гамм мажорных и минорных.
2 гармонический компонент основывается на том, как вы можете разнообразить аккомпанемент, используя различные замены аккордов.
3 ритмический компонент также немаловажен. Мы подразумеваем под ним еще и ритмическое разнообразие того, что вы играете, смотрите статью на эту тему под названием чувство ритма.
Следовательно, усилия того, кто хочет научиться импровизировать должны быть направлены на усовершенствование трёх вышеперечисленных компонентов, то, как у вас это получится, определит в будущем ваше собственное звучание. Эти компоненты взаимодействуют все вместе, создавая нечто волшебное, что и называют хорошей музыкой.