Как использовать большой увеличенный септаккорд, легато
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы узнаем о том, как правильно определять тональность песни, расскажем про большой увеличенный септаккорд и о приеме легато.
Иногда, когда сочиняется музыка, какой-то интересный проигрыш не так-то просто определить к какой тональности его отнести. Не все в музыке так очевидно, как кажется на первый взгляд. Давайте сегодня посмотрим почему это важно - правильно определить тональность нашей песни.
Допустим мы придумали что-то и это что-то можно записать в нотах вот так:
рис. 1
Вот к какой тональности эту странную музыку отнести? Давайте проанализируем.
Итак, в первом такте и втором у нас ноты: до, ми, соль, ля бемоль. Это полностью звуковой состав большого увеличенного септаккорда, о котором мы упоминали в статье про септаккорды.
рис. 2
Такой аккорд у нас можно получить в гармоническом до мажоре от шестой пониженной ступени, к примеру. Это просто - берём сначала Am7 и в нем понижаем ноту ля на полтона.
Да, а почему аккорд так называется? Запись maj7 означает, что у нас используется мажорная (большая) септима (то есть +7, она характерна для натурального мажора), а +5 означает, что мы используем еще и повышенную пятую ступень (она характерна для увеличенного трезвучия).
Так, получается для рассматриваемого септаккорда характерно наличие увеличенного трезвучия и большой септимы (поэтому он так и называется).
Итак, допустим у нас первый аккорд будет Amaj7+5. Тогда как назвать второй? Там у нас ноты: ми, ре, соль, ля бемоль. Этот аккорд если также оставаться в гармоническом до мажоре можно назвать Em7 с добавочной уменьшенной ундецимой (ум 11).
Дело в том, что если мы возьмем от третьей ступени гармонического До мажора 11-ую ступень (это будет нота ля бемоль), то она у нас получится уменьшенной ундецимой.
рис. 3
В натуральном же До мажоре была бы ч. 11.
Теперь, если мы правильно определили эти аккорды, то они должны относится к тональности До мажор. Значит если после этих, довольно резко звучащих аккордов, взять трезвучие До мажор, то это должно звучать как разрешение в тоническое трезвучие. Давайте попробуем.
Почему-то не звучит - трезвучие До мажор как бы "требует какого-то продолжения" музыки, значит это не тоника. А теперь возьмем вместо До мажора Е:
А вот трезвучие Ми мажор подходит, взяв в конце этот аккорд есть ощущение успокоения, будто бы мы уже закончили композицию.
Что же за странность такая? Вроде бы ноты практически все из тональности До мажор, а как тоника звучит совсем другой аккорд?
Давайте разбираться.
Возьмём гамму натурального Ми мажора:
рис. 4
Чтобы получить здесь первый аккорд из нашей музыки (состоящий из нот: до, ми, соль, соль диез). Нам нужно провести некоторые изменения в гамме. Во-первых, чтобы получить ноту до нам надо взять гармонический Ми мажор (получится до бекар вместо до диез).
А как получить ноту соль? Мы знаем, что в мажоре, следуя правилам ладовой альтерации, мы можем повышать вторую (что то же самое, что и девятая) ступень. 9-ой ступенью у нас будет нота фа диез, значит её и надо повысить, получив фа дубль диез (тот же самый звук, что и соль).
Так, теперь в полученной гамме нам надо взять большой увеличенный септаккорд, уже знакомый нам, но с добавочной 11-ой ступенью (нотой фа дубль диез), так как если взять от ноты до бекар просто Сmaj7+5, то нам не будет хватать ноты соль.
рис. 5
Второй аккорд у нас будет E7+9 или малый мажорный септаккорд с повышенной девятой ступенью.
Чтобы получить его нам нужен мелодический Ми мажор и вновь повышенная девятая ступень. Построим в полученном таким образом звукоряде от тоники (ноты Ми) нонаккорд:
рис. 6
По сути у нас звучат в нотах на рисунке 1 два аккорда, каждый по два такта и можно записать гармонию так: Cmaj7+511 | Cmaj7+511 | E7+9 | E7+9 |. И эта последовательность все время повторяется. Правда мы там играем эти аккорды не просто так, а используется прием легато. Так звучит как-то поинтереснее.
рис. 7
Легато означает связанное исполнение нескольких (двух или более) нот. О легато можно говорить когда знак лиги объединяет не две одинаковые ноты, а разные.
Так, чтобы правильно исполнить легато мы один раз ударяем по струне пальцом правой руки (звучит первая нота, у которой начинается лига), а за счет движения пальца левой руки (с силой опускаем его на струну) исполняется вторая залигованная нота.
Мы можем также добавить мелодию на получившуюся музыку. Так, можно получить что-то типа песни:
рис. 8
На самом деле то, что мы определили точно к какой тональности относится наша композиция (ведь мы могли и по-другому записать аккорды) дает нам большие возможности в том чтобы развить как-то её, сделать интересное завершение, придумать фразы возможно. И звучать все будет правильно.
Пришлось попотеть конечно - появились всякие дубль диез и альтерированные ступени, бекары...
Давайте тогда используем эти самые "новые возможности" и разовьем записанную на рисунке 8 песню и послушаем, что у нас получиться.
Ну вот мы смогли в конце придумать, на мой взгляд, интересное завершение благодаря тому, что точно знали где мы находимся.
Да, кроме всего прочего мы еще добавили в самом конце бас и он сделан у нас также по определенному принципу и это также за счет того, что мы знаем тональность в которой играем. Мы как бы "показали" с помощью басовых нот, что песня подходит к концу.
На этом, пожалуй, завершим данную статью.