Блюз - часть третья
Здравствуйте, уважаемые посетители сайта Gorstorehov.com. Сегодня мы продолжим изучать блюз и как его можно играть для того чтобы было нескучно, ведь он по сути состоит всего из трех аккордов. Получается, это уже третья статья на тему блюза. В предыдущих статьях же мы развивали в основном три основных аккорда, разобрали откуда они взялись, какие функции они выполняют в гармонии и как поинтереснее их можно сыграть.
Итак, что же мы поняли из первой статьи, которая называлась как играть блюз...Мы в ней рассмотрели откуда взялись, во-первых эти три аккорда (блюз в соль мажоре играется на аккордах G7, C7, D7), почему это именно доминантсептаккорды, во-вторых как каждый из них играть поинтереснее, используя тритоновые замены или различные полутоновые шаги.
Во второй статье под названием блюзовые аккорды мы рассказывали уже о том, каким образом можно разнообразить аккорды при помощи надстроек, а также привели пример того, как это звучит.
Собственно блюз - это такая же тоника доминанта и субдоминанта, но мы же с вами знаем, что тонику можно развить с помощью многих аккордов. Вы это помните из статьи о ладах народной музыки. Там мы объясняли диатоническую шкалу аккордов с помощью ладов, если же вам нравятся более простой подход, читайте о взаимосвязях аккордов на гитаре и вы поймете более наглядно почему все аккорды диатонической шкалы - очень даже близки по звучанию и могут заменять друг друга.
Все темы, которые мы вспомнили выше помогут нам сегодня разобраться как же развивать гармонию блюза с помощью всех возможных аккордов тональности соль-мажор (блюз-то наш в соль-мажоре). Мы знаем, что тоника субдоминанта и доминанта это аккорды соответственно 1-ой 4-ой и 5-ой ступеней, однако кроме них есть еще аккорды, которыми можно развивать гармонию, ими же можно заменить нашу тонику, доминанту или субдоминанту.
На основе полученных нами знаний о взаимосвязях аккордов на гитаре выделяют еще один вид замен - терцовую, ну тут объяснять-то ничего не надо мы все уже видели, как и в случае с тритоновой, аккорд можно заменять его близким по звуковому составу аккордом. Какие же замены можно найти таким образом для до-мажора, если он у нас тоника. Это (но вы уже в курсе) аккорды ми-минор и ля-минор, между до и ми - большая терция и состав этих аккордов почти идентичен, между ля и до тоже терция, только малая, в связи с этим замена и называется - терцовая.
Поэтому, когда мы играем по схеме тоника - субдоминанта - доминанта или (1 - 4 - 5 - по номерам ступеней) мы в праве поменять, в процессе развития гармонии, тонику на её медианты (или сделать терцовую замену), то есть использовать аккорды третьей или шестой ступеней.
К примеру, представим, что гармония наша в до-мажоре, поэтому начинается с аккорда C, затем субдоминанта фа-мажор, потом доминанта и аккорд G7. Проиграв один раз последовательность мы можем вернуться не в тонику до-мажор, а вместо неё взять одну из медиант (то есть делаем замену). Кроме того мы можем точно также заменить и субдоминанту фа-мажор, где вместо аккорда от 4-ой ступени берется ля-минор, либо ре-минор.
рис. 1
Синие - это аккорды, которыми можно заменить До-мажор или тонику. Красные аккорды это варианты сыграть субдоминанту. Как видите между тониками всех одноцветных аккордов терции малые или большие.
Но нам-то нужно играть блюз поэтому мы должны нашу гармонию сделать по звучанию более резкой за счет "превращения" всех наших аккордов в доминантсепт.
Как придать доминантовое звучание найденным заменам
Давайте сделаем это - вместо ми-минора мы берём ми-минор-7 (замена для тоники До-мажор) а потом превращаем в ми-семь, повысив третью ступень (это делается за счет использования ноты из гармонического ля-минора, где "соль" повышена на полтона). Вторую же терцовую замену для до-мажора (аккорд ля-минор) можно также превратить в доминантсептаккорд, это очень просто.
В начале вспомните о статье секста, там мы рассматривали особенности аккорда с секстой и почему не нужно его путать с секстаккордом (который относится вообще к другой теме под названием обращение)... Смысл в том, что как в мажорном аккорде так и в минорном секста всегда большая, если мы используем её как надстройку. Проверьте сами, добавьте в минорном аккорде сексту малую, получится звуковой состав совершенно другого по звучанию септаккорда, он будет уже не минорный. Исходя из этого, возьмите вновь медианту ми-минор:
рис. 2
А теперь добавьте к нему сексту чтобы получить Em6:
рис. 3
И замените басовую ноту на "ля":
рис. 4
Видите - получается ми-минор с секстой - это практически то же самое, что и доминантовый ля-семь - вот вам еще один способ находить заменяющие друг друга аккорды - принцип тот же - разница только в басовой ноте. Берем минорный аккорд добавляем сексту и заменяем басовую ноту... Итак, вот мы и превратили наши возможные терцовые замены тоники в доминантсептаккорды, что нам и нужно было для блюза.
Заменяем аккорды в соль-мажорном блюзе
Теперь осталось развить гармонию в соль, уже известную нам, с помощью описанных выше замен. Сначала играем так, как мы уже играли в двух предыдущих статьях.
рис. 5
А затем при новом возвращении в тонику вместо аккорда соль-семь мы берем аккорды ему на замену. Например, последовательно аккорд си-семь и ми-семь, но только добавим к ним надстройки, для плавности перехода. Пусть надстройкой будет нота "ре" и эту ноту мы сохраняем в обоих аккордах, заменяющих G7.
рис. 6
На рисунке 6-ть изображен аккорд Си7 с повышенной девятой ступенью (нота "ре") его можно играть после субдоминанты До-семь нашего блюза (правда брать опять же лучше До-семь с добавленной 9-ой ступенью, чтобы звучала общая нота в переходе от одного созвучия к другому).
рис. 7
На рисунке 7-мь септаккорд E7 и опять в нем мы сохранили ноту "ре" - общий звук.
Итак, еще раз, начинаем с тоники G7, затем в субдоминанту С7/9 и потом мы должны снова вернуться в тонику, но вместо неё мы играем друг за другом B7/-9 и E7, которыми можно заменить G7. Дальше, после тоники мы играли в нашей последовательности доминанту или аккорд от 5-ой ступени D7. Но теперь мы знаем как и его заменить, например аккордом ля-минор. Почему так? А вы проверьте, взяв ля-минор с секстой и заменив басовую ноту на ре - как раз получиться ре-семь, значит эти два аккорда взаимозаменяемы.
Но ля-минор мы тоже возьмём с нотой "ре" той самой, которую мы сохраняли в предыдущих аккордах и не просто трезвучие ля-минор, а ля-минор-семь (что почти одно и то же).
рис. 8
На рисунке 8-мь показан нужный нам аккорд - это ля-минор одиннадцать, нота ре - просто добавочная и не меняет функции аккорда. Мы взяли его вместо ре-семь как вы помните. Также вы можете использовать тритоновую замену и взять вместо D7 соль-диез-семь вот так:
рис. 9
На рисунке 9 аккорд G#7-5 и ноту ре мы сохранили опять в целях плавности ведения гармонии. Сыграйте теперь оба аккорда Am11 и за ним G#7/-5 вместо доминанты (D7) и приходим вновь в тонику... после продолжаем играть круг заново. Итак, то что мы видели на рисунке 5 превратилось у нас вот во что
рис. 10
На рисунке 10 вы видите, что тоника и доминанта у нас теперь другие...Вот так не хитро можно находить аккордовые замены в абсолютно любых гармониях. Теперь вы также научились развивать блюзовую гармонию, используя еще один вид замен.