Гитарный рифф

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы увидим, что такое гитарный рифф и то как его можно использовать. Известные гитаристы часто используют риффы - это вещь интересная. Например, их использует часто Джон Маклаффлин известный джазовый гитарист. Объяснить, что это такое достаточно сложно нужно почувствовать это наверное и послушать. Но если попробовать объяснить: рифф - это повторяемый мелодический рисунок. На самом деле это очень простой и классный способ создать произведение в какой-то тональности и получить от этого удовольствие.

Вот давайте возьмем тональность ля-мажор. Тонику ля-мажор мы возьмем по блюзовому, то есть малый мажорный септаккорд A7, добавив в качестве надстройки малую септиму к обычному мажорному трезвучию A (ля-мажор). Итак, вот такой у нас будет исходный рифф, у меня он случайно получился: слушать часть 1.

Вот этот рисунок мелодический просто повторяется и мы можем его развивать - изменять немного ритмически, добавлять новые звуки к нему, аккорды, отдельные ноты: слушать часть 2.

А вот ноты того, что мы сыграли в части 2:

ноты риффа части 2рис. 1

Как видите можно целую структуру гармоническую выстроить - мы в части 2 добавляли просто ноты арпеджио септаккорда A7, обращение минорного аккорда с секстой Em6:

обращение аккорда Em6 на гитарерис. 2

Кстати, а откуда взялся Em6 - он то же, что и наш первый аккорд A7 по звуковому составу - они взаимозаменяемы и можно сказать что это все просто A7. Также в части 2 мы использовали аккорд G7, который выступил в качестве замены аккорда Ре-минор. Аккорд же Ре-минор можно брать после A7, можно рассматривать его как субдоминанту, а A7 - это типа тоника.

Да субдоминантой по-идее у нас там от четвёртой ступени должен был бы быть аккорд ре-мажор, а мы говорим про ре-минор - ничего удивительного, мы ноту фа-диез понизили на потона в ре-мажоре, получив так ре-минор. О возможности этого мы говорили в статье про мажорные гаммы, то есть мы взяли там ноту из гармонического мажора (в котором шестая ступень (нота фа-диез) понижена на полтона).

И о проигрыше надо сказать в тактах с 21 по 24 - там мы видим аккорд A7+5 (малый мажорный септаккорд с увеличенной квинтой) ну точнее две ноты из этого аккорда: до-диез и фа - эти ноты и созвучие это получается также можно сказать из гармонического Ля-мажора, а можно просто рассматривать увеличенную квинту как надстройку к обычному септаккорду A7. Потом ноты до-бекар и ре - это всё части того же трезвучия ре-минор,что мы выше уже объяснили (субдоминанта), но с добавленной малой септимой (нотой до-бекар). Ну и завершается проигрыш на ре+ля+си - а это тоже звуки из трезвучия ре-минор, но уже с добавочной большой секстой (нотой си), с чем мы не раз уже сталкивались.

A9 - нонаккорд функционально то же, что и наш главный A7 мы девятку для украшения прибавили. А запись G7 в басу A в такте 17-ом - это можно сказать G9 (что понятно то же, что и G7), только с 9-ой ступенью взятой в басу.

Как обыграть рифф

Теперь остается вопрос как же обыгрывать все полученные аккорды? Главный наш A7 можно обыграть миксолидийским ладом, помня про устойчивые и не устойчивые ступени:

Миксолидийские лады A7 и G7рис. 3

На рисунке 3 отмечены кружочками устойчивые ступени ладов, а все остальные проходящие неустойчивые - верхним звукорядом обыгрывается малый мажорный септаккорд A7, в нашем случае рифф, который вы слышите на записи "часть 1".

Остальные созвучия, которыми мы развили наш рифф тоже давайте разберём как обыграть. G7 - обыгрывается по-аналогии с A7 миксолидийским ладом (см. рисунок 3). Dm6 - это почти тоже самое, что и G7 и потому обыграть его можно тем же звукорядом, что и соль семь, изображенным на рисунке 3, правда там устойчивый звук соль надо изменить на ля.

Теперь остались только Dm7 и A7+5. Это просто - на первый септаккорд играйте дорийский лад, а на второй целотонную гамму к примеру:

гитарный рифф - как обыграть аккорды A7+5 и Dm7рис. 4

На рисунке 4 как всегда красным обведены устойчивые звуки аккордов.

Есть кстати альтернатива тому как обыгрывать G7 и A7. Эти два аккорда вообще можно обыграть одним звукорядом, меняя только устойчивые ступени в нём по-аналогии с тем, что мы видели в статье о том как импровизировать на гитаре:

мелодический Ля-мажоррис. 5

На рисунке 5 вы видите мелодический ля-мажор (просто натуральный ля мажор с пониженными шестой и седьмой ступенями) и он подходит к обоим этим аккордам. Ну вот мы и разобрали как смогли, что такое гитарный рифф, а также посмотрели как можно развивать его, основываясь на полученных нами ранее знаниях.

Поделиться с друзьями

Комментариев еще нет...

Добавить комментарий

Имя

Сообщение

   

:)[music]