Зачем нужна теория музыки
Добро пожаловать в раздел теория музыки. Что же такое теория, зачем нужно её знать? Вообще, для того чтобы сочинять, знание теории не особо нужно, так как сочиняют все просто, случайно "ткнув" в какое-то место грифа гитары или другого инструмента. Затем, полученный таким образом звук, развивается и превращается во что-то оформленное, при этом человек просто чувствует как должно звучать его произведение и идет именно за своим чувством. Это всё конечно хорошо, но то качество музыки которую вы будете сочинять зависит прежде всего от вашего опыта, что вы уже успели освоить, какие приемы используете и так далее. Другими словами от вашего инструментария, с помощью которого, вы создаете это "нечто". Одним из таких инструментов и выступает теория.
Музыка бывает разная и не то чтобы кому-то дано понимать джазовых гитаристов или классическую музыку, а кому-то нет, просто есть разная подготовка.
В музыке свой язык и свои вибрации, для новичка только что выступившего на путь освоения музыки, может показаться странным и совсем не интересным тот материал, с которым советует ознакомится его учитель музыки. Однако позже, (причем это не чьи-то догадки, а такое действительно бывало), если ученик не бросал заниматься, то кругозор его увеличивался и музыканты, непонятные по началу, начинают завораживать своей игрой.
Однако, искусство, о которым мы говорим находиться не отдельно от других составляющих жизни, поэтому на развитие человека в музыке, его понимание, влияет не только опыт в непосредственно музыкальной деятельности, но и во всей жизни. Сюжеты, которые озвучиваются, чем-то цепляют музыканта, перекликаются с его жизненным опытом. Поэтому то, что вас волнует в жизни непременно отражается на творческом продукте.
Но вернёмся все же к теории музыки, как мы уже сказали знания теории будут неплохим инструментарием. Они помогут не только записать музыку в нотах, проанализировать мелодию, подбирать собственные варианты аккордов, но и более разнообразно и свободно создавать свои произведения, а также импровизировать. Представьте, что вы художник, но умеете рисовать только ромашки. На всех картинах вы рисуете одно и то же и нет никакой разницы, только ракурс меняется. Вам самим вскоре станет скучно и вы решите научиться создавать что-нибудь ещё. Чтобы создать полноценную картину, нужно уметь рисовать много чего. Представьте, что вы боксер, но знаете только как использовать прямой удар, соперник тут же заметит, что вы бьёте прямо и однообразно, поэтому победит. Боксёров же учат множеству вариантов, приёмов и даже целым комбинациям ударов, чтобы можно было выйти победителем из любой ситуации. Так и в музыке, чтобы стать хорошим музыкантом нужно иметь множество способов внести разнообразие. Поэтому, собственно, в теории и существуют столько понятий, дополняющих друг друга и все вместе составляющих единое целое. Целостная картина поможет вам найти свой подход и возможно то что вы всегда сочиняли, будучи совсем не знакомым с теорией, улучшиться, станет более осмысленным.
Нотная грамота - тема, о которой также пойдет речь в данном разделе, позволит вам изучить столько композиций, сколько душе угодно, выучив множество известных классических произведений можно попытаться сделать из них целую программу своего выступления или репертуар. Ну и не нужно забывать, что записывать свою музыку станет проще. Но самое, наверное, важное, если вы освоите нотную грамоту то поймете - длительность звука содержит в себе ритмическую основу и если вы хотите делать музыку, нужно думать о ритме, ведь это одна из самых важных её составляющих.
Итак, какая же структура раздела теория музыки (в меню справа). Для начала нужно ознакомиться с тем как обозначаются ноты, дабы понимать написанное на нотном стане, как происходит чтение с листа. Сразу нужно сказать, если вы новичок в музыке и никогда не пробовали читать с листа (дело это, кстати интересное), то cначала, после того как запомните как обозначаются ноты на нотном стане, выберите очень медленный темп и попытайтесь прочитать, какие-нибудь легкие последовательности теми способами, что мы приводили здесь.
Медленный темп - очень хорошее подспорье для чтения с листа сложных произведений (содержащих быстрые длительности), поэтому запомните - если трудно прочитать композицию, то пытайтесь максимально уменьшить взятый темп.
Аккорды знают многие любители поиграть на гитаре или других инструментах, но вот целостной картины (почему в таком то месте берётся такой аккорд, а в таком другой смотрите в этой статье), и умения самим строить эти аккорды нет, поэтому, если вам это интересно, кроме нотной грамоты в данном разделе будут рассматриваться вопросы гармонические (как строить аккорды, что такое тоника доминанта и субдоминанта, какими способами можно построить гармонию, какие варианты замены аккордов существуют и так далее).