Вольфганг Амадей Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге 27 января 1756 года. Жизнь его с самого раннего детства была очень насыщена. Он вместе с сестрой и отцом Леопольдом исколесил многие города Европы выступая и удивляя своей игрой.
И, действительно, мальчик игравший на закрытой тканью клавиатуре, с листа умеющий читать любые предложенные публикой пьесы и вообще всесторонне одаренный как исполнитель не мог не удивить толпу. Постоянно давая концерты, не задерживаясь долго на одном месте семья Моцартов могла заработать какие-то деньги, признание же высокопоставленных особ согревало самолюбие главы семейства. Главным же для отца было сделать сына знаменитым уже сейчас, ведь Леопольд давно понял насколько талантлив его отпрыск, нет не просто талантлив, а до неприличия, вне всяких рамок.
То что другие на музыкальном поприще отрабатывали месяцами у Вольфганга получалось тотчас. На этом раннем этапе отец позволял сыну демонстрировать публике только исполнительские навыки, зная что на композиторском поприще признания добиться сложнее. Он искренне желал чтобы его отпрыск смог вырваться из тины провинциального Зальцбурга, увидеть свет, поэтому все делал для развития способностей будущего великого композитора.
Образование Вольфганг Амадей Моцарт получал дома, не исключено, что сам отец обучал его наукам, главным же всегда оставались занятия музыкой. И в этой сфере отец поступал весьма мудро. Он возил сына по многим городам, знакомя его с различными музыкальными направлениями, коих в тот период было очень много. Это и итальянские оперы и творчество выдающихся музыкантов (Иоганн Шоберт, Кристиан Бах). Леопольд стремился не давать сильно увлекаться каким-то одним композитором, стремясь познакомить с всей пестротой существовавших тогда жанров. Это выработало такое свойство в творчестве Моцарта младшего, как универсальность.
Вольфганг Амадей Моцарт - первое самостоятельное путешествие
В 22-х летнем возрасте молодой Вольфганг почувствовал наконец вкус свободы, зальбургский архиепископ освободил его от службы концертмейстером. Немалую роль в этом снова сыграл его отец, который видел насколько велика слава сына, когда они выезжали в другие города, и насколько ничтожно, а часто и унизительно, пребывание в провинциальном Зальцбурге, с ничего не смыслящими в музыке, людьми. И вот, не без опасений, отец отпускает сына, наставляя при этом "беречь себя от всякой горячности и сутолоки, ибо ты знаешь, что ты-то горяч и холод тебе полезнее тепла". Также Леопольд просит чтобы мать поехала с ним. Маршрут путешествия Вольфганга был ориентирован на пространство от Мюнхена до Парижа.
В Мюнхене к Моцарту весьма благосклонно отнёсся местный курфюрист, зная его по опере "Мнимая садовница" поставленную здесь в 1775 году. Однако, несмотря на доброжелательное отношение, оказалось что вакансий для молодого композитора нет.
Следующий город, куда отправляется Вольфганг - Мангейм. Здесь ситуация "нет вакансий" повторяется. Несмотря на это, Моцарту нравится в этом городе он знакомится с руководителем капеллы Кристианом Каннабихом и дает уроки его дочери, занимается с детьми других новых знакомых, играет в дворце. Все это он делает в основном ради забавы, и производит неизгладимое впечатление на публику, в которой очень много и его сверстников. Однако, всё это не приносит ему никакой прибыли, проводя концерты при знатных дворах он получает в подарок часы, которых у него набралось уже пять штук, но на работу его никуда не берут. Практичный Леопольд читая письма сына, не видит в отличие от Вольфганга в такой жизни ничего забавного, ведь целями этого путешествия для отца были: завоевание славы, заработок денег.
Отец, пусть и огорченный сложившейся ситуацией, не теряет надежды, ведь до столицы мира Парижа сын его еще не доехал, там должны еще помнить гениального ребёнка и именно там у Леопольда осталось множество знакомых, которые могли бы помочь с трудоустройством.
Но Вольфганг не спешит уезжать из Мангейма, он знакомится с неким господином Вебером - музыкантом, у которого есть дочь Алоизия, обладающая прекрасным чистым голосом и которой всего 15-ть лет. Композитор очень привязывается к новым знакомым, восхищаясь голосом Алоизии и замечая сходство между господином Вебером и своим отцом. Неудивительно, что вскоре в свем письме к старшему Моцарту Вольфганг говорит о своем намерении поехать с семьей Веберов в Италию и просит Леопольда устроить им эту поездку. Не просто устроить, но через обращение к своим знакомым рекомендовать Алоизию, чтобы её взяли в примадонны оперного театра. Отец впадает в отчаяние от письма сына, для него все о чём пишет Вольфганг пустые фантазии, которые не имеют ничего общего с реальностью. В ответном письме он осуждает легковерность сына, чрезмерное доверие к людям, которых он почти не знает и готовность променять собственных родителей на одобрение и похвалу тех, кто просто хочет поживиться на его таланте. Реальные факты говорят сами за себя - даже великие оперные певицы прежде чем завоевать публику Италии должны вначале стать популярными в своей стране, у Алоизии же нет даже театрального опыта. Также прежде чем мечтать писать оперы для театра Италии необходимо приобрести известность, заработать деньги в Париже. Вот основные аргументы отца, используемые им для "отрезвления" Вольфганга.
И вот, молодой композитор все таки отправляется в Париж, когда доводы Леопольда возымели действие. Мать Вольфганга, которая все это время была в Мангейме отправилась с сыном. В Париже молодой Моцарт понимает, что очень скучает по Алоизии, да еще приходится иметь дело с людьми, которые толком ничего не понимают в музыке. Ситуация "нет вакансий" повторяется и здесь, правда один раз все таки поступает предложение устроится на должность органиста из Версаля, где обещанный оклад составлял 2000 ливров в год. Но Вольфганг отвергает его, объясняя отцу это тем, что "2000 ливров в Париже не те деньги ради которых стоит связывать себя постоянной службой". И так неблагоприятная ситуация, выражающаяся неумением Моцарта заработать приличные деньги, дополняется ещё и болезнью матери, которая вскоре умирает.
Отец, потерявший уже надежду на благоприятный исход поездки, призывает сына вернуться назад в Зальцбург, но Вольфганг всё еще тоскует по Алоизии, ему хочется навестить её, да и перспектива службы в родном городе его как-то не прельщает, о чем он и пишет отцу. Однако, вскоре Леопольд уже приказывает сыну подчиниться и 11 сентября молодой композитор выезжает из Парижа домой.
Вольфганг Амадей Моцарт - снова Зальцбург...
Путешествие домой оказалось большим испытанием для отца, так как Вольфганг постоянно задерживался больше предполагаемого срока, то в Страсбурге он даёт успешный, но не сточки зрения прибыли концерт, то он делает большой круг, заехав в Мангейм. Семейство Веберов же он там не обнаружил, оказалось что оно уехало в Мюнхен, где его члены неплохо устроились. Приехав к Алоизии, которая по рекомендациям Вольфганга сумела стать певицей в местном театре и выбиться в люди, Моцарт получает еще один удар - он больше не нужен своей возлюбленной, о чём она сама открыто ему заявляет.
Теперь Моцарт младший, наконец понимает что у него нет другого выбора, кроме как ехать назад к отцу, что он и делает, прибыв в Зальцбург 15 января 1779 года. Его вновь принимают на службу и он снова не выезжает из родного города, пишет музыку, правда в меньших количествах чем прежде, и не ту которая ему по душе. Выезжать на гастроли теперь Вольфгангу запрещалось. Однако через два года прозябания в Зальцбурге поступает заказ из Мюнхена на оперу "Идоменей" и архиепископ, из нежелания портить отношения с баварским курфюристом, отпускает Вольфганга в Мюнхен, но только на 6-ть недель.
6 недель растягиваются на пять месяцев, но великий композитор и не думает возвращаться назад. 16-го марта Вольфганг, по повелению архиепископа Колоредо, прибывшего в имперскую столицу, едет в Вену. Здесь он, игнорируя распоряжения начальства, дает концерты, которые на сей раз дают неплохую прибыль. Провоцируя князя, Моцарт отказывается возвращаться на службу в Зальцбург, затем отвечает ему резкостью на оскорбления за неповиновение. Это и была последняя капля, переполнившая чашу терпения Колоредо. С 9-го мая композитор больше не обременён службой Зальбургскому владыке.
То, что произошло для Леопольда Моцарта было катастрофой, но Вольфганг отвечает, что честь для него дороже жизни и что лучше быть несчастным, больным, но с незапятнанной честью. Так, оставаясь без постоянной службы, вынужденный "в муках и заботах стараться пополнить свой кошелёк" вскоре молодой Моцарт добивается и славы и уважения и денег. То есть всего того, чего желал ему отец, но вне рамок службы на королевских особ.
И все же недолго существование Вольфганга и его семьи было безбедным, он умер 5-го декабря 1791 года оставив своей супруге только долги. Однако его отец, скончавшийся несколькими годами ранее застал только зенит славы сына.
Можно сказать, что жизнь Вольфганга Амадея Моцарта показывает нам переходный момент одной эпохи в другую. Первая представлена такими именами как Бах, Гендель, Гайдн и характеризуется крепкой житейской хваткой, четким разделением искусства и жизни. Вторая именами Бетховена, Шуберта, Вагнера, для неё характерна черта "неумение жить", а также исчезновение грани между музыкой и жизнью. Ближе ко второй был и Вольфганг Амадей Моцарт, для которого на протяжении всей жизни мечты о музыке и реальность сливались в единое и именно поэтому было столько непонимания у отца в ответ на замыслы сына.
Список произведений
1. Опера "Дон Жуан" (1787 год)
2. Опера "Идоменей" (1781 год)
3. Опера-буфф "Мнимая садовница" (1774-75 годы)
4. Опера "Волшебная флейта" (1791 год)
5. Музыкальная комедия «Директор театра» (1786 год)
6. Месса "Реквием" (1791 год)
7. Симфония №41 "Юпитер" (1788 год)
8. Симфония "Парижская" (1778 год)
9. Симфония №36 "Линская" (1783 год)
10. Симфония №38 «Пражская» (1786 год)
лёха
07 Ноября 2017 в 12:35
л
07 Ноября 2017 в 13:28
маша
25 Февраля 2018 в 13:00