Уменьшенная гамма для гармонии
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы узнаем о том, как уменьшенная гамма может быть использована для построения интересной гармонии.
Мы знаем, что уменьшенные аккорды получаются у нас при использовании в диатонической шкале ноты из гармонического минора. Например, в миноре повышенная на полтона 7-ая ступень дает нам уменьшенный аккорд:
рис. 1
Получается можно гармонический минор играть на уменьшенный аккорд, который отстраивается от седьмой его ступени.
Второй вариант - это играть на уменьшенный аккорд его арпеджио, то есть звуки составляющие аккорд, но взятые раздельно:
рис. 2
Но эти варианты не так интересны как использование уменьшенной гаммы (её еще называют симметричной). Она дает нам очень много возможностей. Её можно использовать не только для игры на уменьшенный аккорд, но и для того чтобы строить другие аккорды: мажорные, минорные и составлять из них интересную гармонию.
Существуют два варианта того как построить симметричную гамму: первый - применяя формулу: полтона - целый тон, второй используя формулу: целый тон - полтона:
рис. 3
То есть мы постоянно, начиная с ноты "до" отсчитываем: тон, полутон, тон, полутон или наоборот: полутон, тон, полутон, тон. Так, у нас получается два варианта гаммы Cdim.
Если в любой из симметричных гамм, изображенных на рисунке 3, построить септаккорды от каждой ступени поочередно (как мы это делали здесь), то все полученные созвучия у нас будут уменьшенными аккордами.
Однако, мы можем строить не только уменьшенные аккорды, используя эти гаммы, но и мажорные или минорные трезвучия, вот так к примеру:
рис. 4
Чередуя друг с другом аккорды, изображенные на рисунке 4, мы можем получить гармонию с своеобразным звучанием.
рис. 5
Давайте сыграем ноты с рисунка 5 на гитаре: слушать.
Как видите мы использовали аккорды мажорные и минорные, которые построили до этого (рисунок 4). Так, мы можем поимпровизировать ими в свое удовольствие, получив нестандартное звучание.