Стихи и музыка - ритм в стихах, затакт

Здравствуйте, уважаемы читатели. Сегодня мы узнаем как связаны стихи и музыка, про ритм в стихах, а также про затакт.

Часто говорят о наличии ритма в стихах, я не силен в этом вопросе, однако мне показалось это интересным и если проверить это, то действительно в разных стихах есть свой особый ритм. Ритм этот можно представить во вполне себе музыкальном размере (метре), то есть для одного стиха подходит один музыкальный размер, для другого другой. Фактически в стихе каждое слово можно представить в виде какой-то длительности. Даже затакты, если "перевести" стихотворение в музыку там можно найти.

Но для наглядности давайте посмотрим на стихотворение Лермонтова "Чаша бытия" - вот оно:

Мы пьем из чаши бытия С закрытыми очами, Златые омочив края Своими же слезами; Когда же перед смертью с глаз Завязка упадает, И всё, что обольщало нас, С завязкой исчезает; Тогда мы видим, что пуста Была златая чаша, Что в ней напиток был — мечта, И что она — не наша!

Давайте первые четыре строчки стихотворения разберём, а всё остальное будет понятно. Вот размер здесь подойдёт четыре четверти. Вы можете это проверить отсчитывайте ладонью по столу, например: Та-та-та-та и читайте одновременно стих. При этом первая доля каждого такта всегда сильная у нас здесь как вы помните, знаменует его начало.

Тут вы можете столкнуться с интересной штукой - слово "мы" оно не на сильной доле, а казалось бы первое слово. Оно на слабой доле, где-то на восьмой - так начинается стихотворение. Это называется затакт, то есть начало произведения со слабой доли, которая в свою очередь находится за тактом, предваряет его начало. В общем если в произведении встретите неполный такт - не пугайтесь это значит затакт. Мы сказали начало произведения, но с затакта не только может произведение начинаться, но и начинаться каждая новая мелодическая фраза - это кстати для импровизации можно использовать, то есть начинать новую фразу не с сильно доли, а со слабой, что и будет значит затакт. Итак, слово "мы" - слабая доля, а "пьем" сильная, расположенная на ударной доле первого такта. Но давайте расставим слова на длительности:

Первое четверостишье - длительностирис 1

Ну вот, на рисунке 1 мы видим как можно расставить слова в нашем размере по нотам - ноту си, мы взяли просто чтобы показать на какие длительности разобьются слова если перевести их в ноты, она ничего не значит здесь. Конечно разложение стиха по длительностям - уже пол дела и теперь надо лишь придумать мелодию, интересную гармонию и всё - песня можно сказать готова.

Чем же нам это всё полезно? Ну порой хочется сочинить песню с хорошими имеющими какой-то смысл словами, а написать вот так просто самому не получается - не беда, можно взять какой-нибудь произведение классиков, которое вам нравится и несущее как вам кажется нужный смысл. И разбиваете его по длительностям - создаете мелодию и так далее. Думаю наличие ритма в стихах штука интересная и может пригодится.

Да и давайте все же отметим где у нас на рисунке 1 затакты, о которых мы писали:

затактрис 2

На рисунке 2 у нас изображены все места где новая фраза (если представить, что у нас настоящая мелодия) начинается со слабой доли за тактом. Кстати можно начинать не только с последней слабой доли такта, но и с любой другой - это также будет затакт.

Последнее, что надо сказать - это то что из-за начала мелодии со слабой доли у нас бывает образуется не один неполный такт, а два - в начале и в конце - это тоже одна из особенностей, а в случае нашего стиха этого не увидишь - в конце в любом случае будет полный такт, но бывает и не так, а вот как:

затакт и неполный такт примеррис. 3

На картинке 3 мы видим и в конце неполный такт. Вторая его часть - это ноты из затакта в начале.

Поделиться с друзьями
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]