Публичное выступление
Представьте как будет себя чувствовать ученик, когда учитель ему напоминает о предстоящем академическом концерте или любом другом выступлении на публике. В большинстве случаев ученик будет очень волноваться по поводу зарождающейся в голове идеи. Согласитесь в самой мысли о выступлении нет ничего плохого, боятся обычно своих знаний о возможных неудачах. Знания эти могут быть взяты и из нашего собственного опыта или из услышанных где-то когда-то чужих примеров.
Действительно, чего было бы боятся если бы вы не знали о том, что концерт это так страшно. Сама данная ситуация является экстремальной только за счет того, что и как говорят о ней люди, поэтому если слышишь "выступать на концерте" ты еще не выступаешь, а уже появляется волнение. А если самого события еще нет, о чем волноваться? Конечно о прошлом, о неудачах или наоборот, появляется желание не провалится и еще "куча" мыслей. Но ведь никогда не знаешь, что будет завтра...так есть ли хоть одна причина думать сейчас о том как пройдет публичное выступление?
Это не значит, что не нужно готовится и настраивать себя как-то. Здесь говорится именно о бессмысленной трате энергии на сочинение своего будущего. Это похоже на просмотр фильма когда главный герой попадает в какую-то волнительную ситуацию. Вспомните при просмотре хорошо поставленного фильма вам может стать по-настоящему грустно или весело в зависимости от происходящего на экране. То же самое в реальной жизни, только в главной роли здесь "воображаемый я" и "воображаемая ситуация".
Однако, если негативные мысли все таки есть и просто не получается никак забыть о предстоящей ситуации публичного выступления есть способ справится с этим. Способ состоит в том, чтобы воображение свое направить не на воссоздание негативной ситуации, а настроится позитивно. Но делать это нужно систематично и настойчиво, чтобы самому поверить в успех. Например, можно попробовать говорить себе хотя бы 20 минут в день: "Я успешно выступил на концерте", "Я превосходно исполнил такое-то произведение" и так далее. Заметьте мы говорим так, как будто все уже случилось - это важно.
В воображении же одновременно прокручивайте вызывающую страх ситуацию, например - что вы выступаете перед очень взыскательной публикой. Представляйте то, как бы вы хотели чтобы все было. Не забывайте, что это не отменяет работу над качеством исполнения произведений, которые вы будете играть. Психологическая подготовка описанная выше поможет только когда вы чувствуете, что технически в состоянии все исполнить без ошибок. Кстати об ошибках - если ошиблись на концерте то не нужно прекращать играть или думать - "ну вот я все испортил" - то что произошло не изменишь, а вот помешать доиграть до конца такие мысли могут (поэтому играйте дальше так как будто ничего не случилось). Слушатели сами не все ошибки слышат - не факт, что кроме вас кто-то ее заметил.
Второй способ хорошо выступить это представить себя кем-то из своих кумиров музыкального мира. Как этот человек вёл бы себя на сцене? как он исполнил бы произведения?...Если есть неуверенность в собственных силах, то почему бы не попытаться войти в образ того кто уже когда-то преодолел эти трудности и сейчас является успешным исполнителем?
Известно, что даже если играешь для друзей или для учителя начинает появляться волнение. Кажется, что тебя оценивают и поэтому начинаешь думать не о музыке, которая играется, а о чужом мнении. Конечно же исполняемое произведение начинает также передавать "волнение", больше всего это касается импровизации. Если заученное классическое произведение может прозвучать неплохо независимо от того есть внутренние переживания или нет, то импровизация полностью отражает ваше состояние. Соответственно, нужно добиваться того, чтобы во время игры не было мыслей, которые не относятся к происходящему, тогда вы почувствуете, что нет ничего кроме музыки и даже того кто её играет...