Опера Евгений Онегин
Пётр Ильич Чайковский остается одним из самых исполняемых композиторов в мире. Оперное творчество являлось для него чем-то совершенно особенным, тем, что "роднит вашу музыку с настоящей публикой", по его собственному выражению. Говоря "настоящая публика" он имеет в виду весь народ. Композитор писал оперы на протяжении всей жизни и у него сформировался определённый подход к созданию сюжета для своих работ. Один из критериев - это реалистичность, конфликты существующие в опере должны быть понятны самому автору, должны глубоко задевать его и пережиты им самим. Также сами герои должны выглядеть очень реально и представать в типичной для них обстановке. Запись либретто должна быть простой.
Всем перечисленным критериям соответствует опера Евгений Онегин, по мотивам известного пушкинского романа.
Вообще, идею создания данной оперы "подкинула" известная русская певица Е.Лавровская, на приемах которой бывал композитор. А после того как Пётр Ильич перечитал "Онегина", то остановить процесс было уже невозможно. Идея рассказать поэтический текст посредством музыки начала осуществляться.
Действие оперы развивается довольно целеустремленно, а характеры главных героев Татьяны, Онегина, Ленского переданы очень живо. В первой картине происходит экспозиция образов (герои знакомятся) и завязка драмы. Затем идёт сцена письма Татьяны Онегину с признанием в любви - ей посвящена вся вторая картина оперы.
Музыка в этой сцене наполнена целой гаммой чувств, как это часто бывает у влюбленного человека, в данной сцене композитор очень тонко передал как красоту, так и мучительность переживаний героини. В третьей картине - сцене объяснения Онегина и Татьяны мы слышим хладнокровные наставления главного героя в ответ на полученное письмо, которые заканчиваются фразой: "Учитесь властвовать собой...".
Теперь опера ведет нас к четвертой картине - сцене ссоры с Ленским. Евгений просто от скуки (ведь он привык к блестящим светским приёмам), начинает оказывать знаки внимания Ольге, что незамедлительно вызывает ревность у друга (в порыве чувств Ленский вызывает Онегина на дуэль). Далее следует сама сцена дуэли, а вместе с ней и трагический образ убийства. В те времена дуэль между бывшими друзьями непременно должна была состоятся и, как бы ни хотел главный герой избежать рокового выстрела, закон чести говорит о неизбежности данного исхода.
Проходят годы после смерти Ленского, и вот судьба вновь приводит Евгения на бал, торжественное открытие которого показывает совершенно другой уровень нежели скромный по столичным меркам прием у Лариных. Однако, Онегину и здесь скучно, но на сей раз не из-за чрезмерной надменности, а по поводу бесцельности жизни и чувства вины.
И вот, под звуки вальса, на балу появляется Татьяна, разговор её с Онегиным - это просто светская беседа, ничего больше, однако в оркестре звучит тема письма, как напоминание о прошлом. И тут, впервые, музыка, сопровождающая образ Евгения Онегина "оттаивает", становится искренней и наполненной душевным теплом.
В последней картине, роли меняются, теперь уже Евгений признается в своих чувствах Татьяне. Это поистине драматическая кульминация оперы показывает насколько иронична может быть жизнь - и реплики Онегина и переполняющие его чувства схожи теперь с признанием Татьяны. Схожесть эту мы слышим и в музыке. Однако для героини - это просто грустное прошлое и теперь она говорит решительное "нет", заканчивая известной фразой: "но я другому отдана; и буду век ему верна".
Впервые опера Евгений Онегин была поставлена студентами Московской консерватории в 1879 году. Петр Ильич Чайковский создал поистине шедевр музыкального искусства, который и по сей день востребован и входит в репертуар театров по всему миру.