Модуляция в первую степень родства из До минора
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы продолжим импровизировать в тональности До минор, посмотрим и послушаем, как может выглядеть модуляция в первую степень родства.
Ранее мы занимались импровизацией в До миноре. Что у нас из этого вышло читайте (и слушайте) здесь: http://gorstorehov.com/page/tonalnost-do-minor-chto-v-nej-mozhno-sygrat#audio
Мы использовали тогда ноты лишь натурального До минора. И даже так может получиться неплохая, на мой взгляд музыка.
Использование одной тональности при игре может быстро наскучить. Модуляция же сильно расширяет наши возможности.
В первую степень родства мы уже переходили, например в этой статье: Анализ прелюдии
Там мы видели, как на практике может выглядеть переход из Си минора в Ми минор.
Сегодня же мы сделаем модуляцию из До минора в Ля бемоль мажор. Ведь надо же как-то развить полученную нами ранее музыку.
Итак, как мы уже говорили, можно найти красивые сочетания и скомбинировать эти сочетания вместе. Но для начала надо понять как же перейти в новую тональность. Давайте попробуем...
Мы в прошлый раз остановились на этом аккорде:
рис. 1
Давайте сделаем так, к примеру:
рис. 2
На рисунке 1 у нас отмечен аккорд, на котором мы ранее закончили играть, это тональность До минор, далее через ноту соль (рис. 2) мы переходим в Ля бемоль мажор (Ab).
Нота соль у нас выполняет здесь функцию доминанты. Её можно отнести к трезвучию Ми бемоль мажор (Eb) - это третья ступень.
А Eb - это доминанта для аккорда Ab. Вот и получается, что мы через третью ступень трезвучия Eb (та самая нота соль) переходим в новую тонику трезвучие Ab.
В то же время Eb - это аккорд присутствующий и в До миноре (Cm) и в Ля бемоль мажоре (Ab).
Поэтому у нас тут всё просто и лаконично.
Да, потом у нас появляется ещё и нота ре бемоль, которая взята из тональности Ля бемоль мажор. Ноты Ре бемоль (Db) и си бемоль (Bb) можно рассматривать как часть аккорда четвёртой ступени (субдоминанты) в нашей новой тональности (с добавочной 13 ступенью).
Ну и главный и самый интересный вопрос: а откуда мы знаем, что началась новая тональность, вдруг у нас всё тот же До минор звучит?
Проверим - закончим на трезвучие Ab:
рис. 3
Послушаем то, что записано на рисунке 3:
С Ab звучит вполне себе законченно. Значит теперь мы в другой тональности. Уже хорошо...
Теперь нам надо что-нибудь поиграть в Ля бемоль мажоре. Снова попробуем найти фразы с красивым звучанием, чтобы можно было потом создать из них нечто целостное.
А далее у нас будет выбор - мы можем остаться в Ab и тогда у нас будет модуляция, а можем вернуться в Cm и сыграть всё то, что мы там играли и в этом случае у нас получится отклонение (хотя отклонение - это просто другое название несовершенной модуляции).
Кстати, можно использовать паузы в своей музыке. Паузы на самом деле вносят в неё что-то особенное.
Их можно использовать, как дополнительный инструмент для её создания. С паузой один и тот же ход может звучать совершенно по-другому, создавать другое ощущение внутри, нежели без неё. Давайте попробуем.
рис. 4
На рисунке 4 мы видим первую фразу, что мы сыграли после того как перешли в новую тональность. Мы не делали практически никаких пауз и использовали для соединения ноты До (С) и Ре бемоль (Db). Но давайте все же послушаем как это звучит:
А теперь сыграем так:
рис. 5
А на рисунке 5 мы видим паузу между фразами. И с ней у нас звучит уже по-другому и в этом есть своя фишка. Послушаем.
Я выберу вариант с паузой.
Далее мы придумаем фразы для того чтобы развить то, что у нас получилось в Ля бемоль мажоре. Но сделаем это в следующий раз.