Майлc Дэвис - интересные факты о музыканте
Все музыканты хотят стать успешными, популярными, чтобы люди приходили к ним на концерты и получали удовольствие от услышанной на них музыки. Майлс Дэвис был как раз таким музыкантом - он играл по-настоящему хорошую музыку и люди это ценили. Однако, не так чтобы он играл хорошо случайно - он был большую часть своей жизни с музыкой и в мыслях - думал о ней постоянно, любил её, о чем сам не раз говорил, например в своей автобиографии.
Что же помогло ему сплотить вокруг себя стольких музыкантов записывать гениальные пластинки, которые затем влияли на музыку других и приносили не только финансовый успех, но и все большее признание?
С самого детства Майлс был уверенным в себе и, главным образом, это качество воспитал в нем его отец. Сам Дэвис говорит, что отец никогда его не бил, всегда заботился о нем, взрастил правильное отношение к самому себе и способность не давать себя в обиду. Да и отец Майлса был не промах никогда никому не давал принижать себя, добился большого успеха и уважения в своем городе (жили они в Ист-Сент-Луисе).
Положение отца помогало и его детям - в родном городе к маленькому Майлсу все относились также с уважением, верили что он особенный. Все это помогло великому музыканту с самого начала научится любить самого себя.
Именно отец всегда, в любую минуту был готов поддержать Майлса и еще всем сердцем верил в будущее сына. Эта вера и поддержка родного человека всегда была подспорьем для музыканта.
Музыка увлекла Майлса Дэвиса, ну или по крайней мере заставила его обратить на себя внимание еще в детстве - ему нравилось слушать радиопередачу "Ритмы Гарлема", где чаще всего можно было услышать музыку негритянских оркестров. Также ребенка просто восхищала музыка доносившаяся порой из церкви, располагавшейся неподалеку от дома его дедушки, у которого он любил гостить. Он рассказывает, что чувствовал тогда настоящее волшебство, которое навсегда вошло в него. Может быть все это и заставило его потом заняться музыкой всерьез и когда это случилось внутри него просто не осталось места ни для чего другого.
Кумирами и главными учителями Майлса в молодости были Диззи Гилеспи и Чарли Паркер. Чарли Паркера в те годы все боготворили, так здорово он играл, Дэвис рассказывает, что приехав в Нью-Йорк и поступив в Джульярдскую школу, тут же стал разыскивать его и в конце концов разыскал. Он хотел быть ближе к великим и более опытным чем он музыкантам, учится у них, играть с ними.
В период обучения в Джульярдской школе Майлс, в отличие от многих музыкантов стремился узнавать что-то новое из теории музыки, например много ходил в нотную библиотеку и изучал партитуры великих композиторов. Он не загонял себя в рамки, которые многие сами себе создавали, чтобы не учится, считая, что если будешь учить теорию, то это негативно скажется на твоей игре. Если Дэвис начинал разговаривать с кем-то на этот счет, но собеседник не принимал его взглядов он просто прекращал говорить на эту тему, решая продолжать идти своим путем.
Подход к игре на трубе Майлс Дэвис также выработал свой - ему не нравилось играть гаммы в бешеной скорости, он стремился четко брать ноты, добивался хорошего звука, чтобы его музыка запоминалась. Он всегда говорил, что главное в музыке - стиль, да и не только в музыке, в любой деятельности. Использовать паузы в своих соло он научился у Телониуса Монка - пианиста, с которым его познакомил Чарли Паркер.
Вскоре Джульярдскую школу музыкант бросил, потому что думал, что больше она ничего не сможет ему дать. Он поехал к отцу чтобы рассказать о своем решении. Отец, как всегда поддержал Майлса и сказал ему слова повлиявшие на всю его дальнейшую жизнь и конечно на подход к музыке:
Было в жизни музыканта и очень тяжелое время связанное с его наркотической зависимостью. Но больше интересно, как он выбрался с самого "дна". Вытащил музыканта сам при этом совершенно ничего не подозревая известный боксер Шугар Рэй. Именно его Майлс сделал своим идеалом в то время.
Его привлекал образ Шугара - дисциплинированность, внешний вид, поведение, поэтому он стремился быть похожим на него. Майлс стал тренироваться сам и занятия боксом также помогли ему одержать победу в нелегкой схватке с зависимостью. Они даже познакомились с Шугаром Рэем, который был польщен, узнав, что помог великому музыканту.
Еще один человек, который оказал немалую поддержку Майлсу был его друг Гил Эванс, музыкант вообще говорит, что неизвестно что было бы с ним не окажись тогда рядом человека, который мог бы удержать его от падения.
После четырех лет зависимости Майлс вновь собрал оркестр.
Интересно как он относился к музыкантам, с которыми работал. Он всегда хотел чтобы те, кто находился в его оркестре играли по-своему, то есть играли так как чувствовали. Так, по его мнению каждый мог по-настоящему привнести что-то свое, свой собственный голос и когда игра талантливых музыкантов сливалась воедино получалась потрясающая музыка.
Новый оркестр, в котором также участвовал в будущем знаменитый саксофонист Джон Колтрэйн очень скоро зазвучал потрясающе и сам Майлс удивлялся этому. Они стали популярными и по этому поводу великий музыкант высказывает интересные мысли:
В общем, благодаря еще и удачному контракту с крупным лейблом "Коламбия" музыка Майлса Дэвиса стала доходить до большого количества людей. Однако, несмотря на славу, музыкант был занят игрой на трубе, созданием достойной музыки, при этом он всегда двигался вперед и следовал своим чувствам в работе над новой музыкой. Одной отличительной особенностью Майлса от других известных исполнителей, которые даже были его кумирами в том, что он очень сдержано вел себя на сцене , не заискивал перед публикой (как он сам такое поведение называл) и часто даже не объявлял названий композиций. На этот счет он говорил, что музыка все сама скажет, зачем делать лишние "движения" по этому поводу. Из-за того же он стремился и от рекламных надписей на пластинках отказаться.
Интересно, что музыкант работал в совершенно разных стилях постоянно меняясь от альбома к альбому(период с 1969-го года он называет наиболее плодотворным), что было головной болью для музыкальных критиков, ведь они привыкли "навешивать" какой-то ярлык на исполнителя, относить его звучание к чему-то более определенному. Альбом "Bitches Brew", например является полностью импровизацией, в музыке на нем прослеживаются африканские мотивы, а "On the Corner", опередивший свое время альбом с фанковым звучанием. Майлс говорил, что музыка исполнителя целиком отражает его внутренний настрой и это может проявится только в импровизации.
Когда Дэвис изучал новые концепции для сочинения своей музыки некоторые знакомые музыканты говорили ему, что это не по силам ему, просто он не поступал как все. Многим хочется найти что-то, играть в каком-то стиле и на этом закончить поиск, Майлс же от каждого дня ждал каких-то откровений. Музыка постоянно меняется, как и то что, ждут от нее люди, поэтому музыканту нужно быть в курсе того, что происходит в настоящем - так он считал.