Как переделать мелодию с помощью варьирования
Здравствуйте, дорогие друзья. Порой у нас есть мелодия и в ней присутствуют ноты, которые тянуться достаточно долго. За счет присутствия таких нот при повторении она может показаться немного скучной.
У нас есть возможность добавить в такую мелодию немного энергии и разнообразить её. Это можно использовать в аранжировке или при сочинении своей музыки.
На самом деле в том, что мы сегодня расскажем нет никакой тайны и мы, порой слышим как музыканты переделывают известную мелодию, играя её не как в оригинале, а меняя её ритмически или мелодически (добавляются дополнительные ноты, при этом основная мелодия сохраняется и узнаётся).
Сегодня я покажу один из способов варьирования на примере народной белорусской песни под названием "Перепёлочка".
Допустим у нас есть две четвертные ноты ля и тональность Ля минор.
Как же изменить их и сделать звучание интереснее. Например, мы можем первую ля сыграть так:
рис. 1
Здесь мы использовали проходящие звуки, которые находятся рядом с исходной нотой. Заметьте, что звук ля у нас здесь основной и акцент ставится на нём (с нее начинается вариация и т.д.). То есть по-сути звучит та же ля, но например с опеванием (то есть используются ближайшие к этой основной ноте звуки: ближайший снизу и ближайший сверху).
Теперь посмотрим на примере целой мелодии. Вот как её исходный вариант выглядит в нотах:
рис. 2
А вот так выглядит вариант с вариацией:
рис. 3
Как видите, мы в основном брали звуки рядом с нотами из мелодии, а также ритмически играли их по-разному.
Вот так, собственно, и можно переделать мелодию. Кстати, особенность варьирования, которое мы использовали в статье в том, что у нас добавлялись только диатонические ноты (из диатонической гаммы Ля минор). Кроме того, могут использоваться ноты хроматические (из гаммы хроматической), но это уже более сложный вариант.