Как читать ноты

Те кто интересуются музыкой и сами играют на инструментах, часто задаются вопросом "как читать ноты". Вопрос этот встает например, в случае когда вам приглянулись композиции найденные в каком-нибудь сборнике. После долгих попыток, возможно получится сыграть интуитивно простейшие мелодии, но даже это может показаться очень сложным. На самом деле, это сложно только если не использовать определенного подхода к тому как читать нотную запись. Вообще, последовательность нот, которую мы видим и хотим воспроизвести подчиняется закону ритма, то есть такт делится на равные части, длительности изображенных нот также содержат в себе меньшие части (меньшие длительности).

Для начала, разберем что и как обозначается на нотном стане, при написании простейшей гаммы:

как читать ноты гамма ля-миноррис. 1

1 - знак скрипичного ключа
2 - здесь обозначается размер (в нашем случае это размер 4-ре четверти, обозначен буквой С)

3 - нота ля и дальше по порядку до ля следующей октавы. Также ля изображается большой латинской буквой А (так обозначаются аккорды, каждый своей буквой). Изображенная на картинке последовательность нот является гаммой ля минор, она не содержит при ключе никаких знаков.

В данной статье мы акцент сделаем лишь на подходе к чтению, взяв эту гамму просто для примера, других знаний пока что не понадобится, а в уроке обозначение нот можно узнать больше о важных элементах нотной записи.

Как читать ноты на "ти-ти-та"

Итак, нам нужно прочитать последовательность нот выше, не нужно думать что это очень просто, в первую очередь нам нужен "метр", без него очень сложно правильно прочитать даже самую простую запись. Метр - это равномерное чередование долей во времени, или пульсация. Чтобы развить чувство ритма (метр), нужно считать про себя и, чем больше, а еще важнее, систематично это делать тем лучше будет развиваться внутренняя пульсация. Вопрос - как считать? Считать можно по-разному и это неважно, можно придумать свой способ, но обычно (этому учат в музыкальных школах, например) четвертная нота обозначается как "та", восьмая обозначается как "ти". В то время, как про себя мы считаем эти длительности (та - та - ти -ти...) ногой мы отсчитываем доли (это верхняя цифра при обозначении размера произведения). Например, в размере четыре четвертых четыре доли - это значит что мы "делим" такт на четыре равные части (четыре удара ногой) и, если мелодия состоит из восьмых, "делим" еще и каждый удар ногой на две части (ти - ти).

Вот теперь мы готовы прочитать правильно гамму Аm приведенную выше:

как читать нотырис. 2

На рисунке 2 в самом низу четыре чёрточки (перевёрнутые восклицательные знаки) обозначают удары ногой, каждая доля в данном случае делиться еще на две равные части - это будут восьмые, обозначенные как ти-ти-ти....Получился своеобразный ритмический "каркас", на который просто "накладываются" звуки (вместо ти-ти-ти-ти-ти-ти... ля-си-до-ре-ми-фа...).

Как видно, из вышесказанного чтение нот не похоже на чтение книг, скорее любой музыкант больше похож на барабанщика, тем более те люди, которые занимаются импровизацией. В чем же преимущество "проговаривания" ритмических конструкций:

1 - это даёт четкое понимание того как формируется мелодия, а также возможность прочитать даже неизвестную мелодию, которую вы никогда не слышали (ведь обычно мы понимаем как играть интуитивно, из-за того что много раз слышали произведение), найдя ноты, например, в интернете.

2 - при должном "уважении" к ритмической составляющей проблема "не вылетать из такта" также решается. Она широко распространена и из-за неё происходят сбои при джазовой импровизации, когда необходимо точно следить за гармонией и сменой тональностей. Так начинающие джазовые гитаристы, не считающие про себя, очень приближённо могут оставаться в нужной тональности, чаще они просто "выпадают" из гармонии, что делает звучание фальшивым. При счете вслух вырабатывается четкое понимание того в какой тональности вы находитесь и, соответственно, процесс музицирования проходит свободнее.

3 - Ещё один плюс это более широкий диапазон возможностей при сочинении мелодии. Мелодия в той же импровизации не обрывается, становясь как бы состоящей из разных кусков, а приобретает целостность, полноценность и завершённость.

4 - Ну и еще один из приятных "бонусов" такого способа игры с листа - это способность легко и без особых усилий записать свою собственную или чью-то музыку в нотах.

Итак, будем надеяться теперь вам стало более понятно как читать ноты и вы будете применять полученные знания на практике.

Поделиться с друзьями
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]