Интересное про ключевые знаки альтерации
Здравствуйте, дорогие друзья. В ключевых знаках альтерации есть одна особенность, о которой мы и поговорим сегодня.
Особенность эта может быть и незначительная, но она есть и может дополнить вашу картину о том, как вообще устроена музыка.
Итак, допустим у нас тональность ре мажор с двумя ключевыми знаками. Мы хотим в ней записать какую-то музыку. Порой мы можем не обращать внимания на то, как именно ставить знаки альтерации при ключе и в принципе это не так важно и сути не меняет (ведь всё что нам нужно в практическом смысле видно).
Например записать так:
рис. 1
Однако, в распечатанных нотах мы видим всегда определенную последовательность диезов. От чего эта последовательность зависит?
Дело в том, что знаки при ключе появляются в последовательности появления их в квинтовом круге тональностей.
Например, если идти по мажорным тональностям у нас сначала тональность До мажор (вообще без знаков).
рис. 2
Далее от ноты До выстраиваем чистую квинту вверх, получим ноту соль.
рис. 3
Это значит следующая тональность с одним знаком при ключе (нотой фа диез (диез ставится на 7-ой ступени новой гаммы)).
рис. 4
Далее от ноты соль выстраиваем квинту вверх получим ноту ре и соответственную мажорную тональность (и вновь на седьмой ступени новой гаммы (нотой до) прибавляется ещё один диез).
Итак, исходя из порядка появления новых знаков сначала у нас появляется фа диез и лишь потом до диез.
Это и нужно по-хорошему отразить при простановке ключевых знаков.
Поэтому если мы в программе Finale возьмем тональность Ля мажор, то у нас знаки будут выстраиваться именно так, по порядку их появления в квинтовом круге.
рис. 5
То есть сначала фа диез, потом до диез, потом соль диез и так далее.
То же самое относиться и к тональностям с бемолями при ключе.