Гармоническая субдоминанта в миноре
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы узнаем как на практике может быть использована гармоническая субдоминанта в минорной тональности.
Мы писали уже в статье про тему Dindi об аккорде Ebm6. Это созвучие использовалось в гармонии темы в тональности Соль минор. Гармония наша выглядела так: Gm7 | Eb6 | Gm7 / Eb6 | Gm7 / C7.
Мы упомянули тогда, что Eb6 это тот же Cm7-5. И это достаточно интересно. Получается Eb6 - трезвучие Eb с добавленной шестой ступенью по звуковому составу тот же Cm7-5 (его обращение).
рис. 1
Да по идее у нас на рисунке 1 в первом аккорде должна быть нота соль бемоль, а не фа диез. Но это энгармонически равные ноты, поэтому суть не меняется. Как видите Eb6 абсолютно идентичен по звуковому составу с Cm7-5.
Поэтому когда в гармонии Dindi после Gm7 берётся Eb6 мы можем рассматривать этот аккорд функционально как субдоминанту, хотя казалось бы аккорд построен совсем от другой ноты и мало похож на неё.
Применим на практике
Вообще мы можем использовать описанный выше аккорд и в своей импровизации. Давайте сыграем так:
рис. 2
Получается тоника у нас Amaj7 Затем мы идём в G#7, что для нашей тональности аккорд от седьмой ступени (полууменьшённый, но с двумя альтерированными ступенями). Плюс мы для украшения (и для голосоведения) добавили к нему следующие ступени: +5, +9, -9.
Однако аккорд этот является ещё и доминантой для C#m7, в который мы и переходим далее. Поэтому звучит всё нормально и красиво.
И тут дальше у нас и начинает звучать аккорд, которому посвящена эта статья: Am6. Это функционально значит субдоминанта (точнее её обращение) для нашей новой тональности:C#m.
Далее идет нота соль бекар и можно сказать вместо сексты в аккорде Am6 звучит септима. Поэтому мы написали Am7. Однако, мы понимаем, что это не совсем этот аккорд а обращение F#m7-5. И у нас просто F# (четвёртая ступень гаммы C#m) повышается на полтона (это можно делать как мы помним - просто альтерация в миноре: http://gorstorehov.com/page/chto-takoe-ladovaya-alteraciya).
И далее вновь тоника С#m7, а потом ничего сложного - нота до бекар из самого обычного септаккорда седьмой повышенной ступени (Cdim7), потом B7 тоже аккорд от 7-ой, но диатонической ступени (можно его наверное обозначить как вв77, где буквы вв. означают вводный тон, первая цифра 7, что вводный тон именно седьмой ступени, а вторая цифра 7 будет значить септаккорд).
Далее у нас Adim7, который абсолютно тот же аккорд по-звуковому составу, что Cdim7, соответственно можно его отнести к тональности C#m7 тоже.
А далее Amaj7 - это аккорд шестой ступени в тональности C#m7. И он в общем-то очень похож по звуковому составу на тонику C#m7. Поэтому переход от Adim7 к Amaj7 звучит хорошо и это практически тоже что и перейти из Cdim7 (гармонической доминанты от седьмой ступени) в C#m7.
А в конце переход с D#7-9 в Abmaj7 как объяснить? Как мы здесь рассуждали?
Ну здесь мы решили сделать модуляцию в Abmaj7 из C#m7 через доминантовый аккорд D#7-9. Это самое простое объяснение.
А если рассмотреть поподробнее то D#7-9 очень похож на доминанту к доминанте для тональности C#m7. То есть к аккорду G#7 (у нас на рисунке 2 звук G# как Ab обозначен). А то что мы берём большую септиму вместо малой (что основной сути звучания аккорда не меняет) - это можно рассматривать опять же как использование альтерации (повышенной 4-ой ступени в миноре).
И далее можно сыграть всё заново или развить как-то музыку.
Да, а после Abmaj7 перейти в Amaj7? Просто Abmaj7 это альтерированный септаккорд от седьмой вводной ступени в Ля мажоре. Поэтому звучит нормально.
Если у вас возникли вопросы - задавайте их в комментариях ниже.
Послушаем как же звучат ноты с рисунка 2.
ииииииииии
26 Января 2018 в 12:50