Что такое эллипсис в музыке

Что такое эллипсис в музыке

Здравствуйте, дорогие посетители сайта Gorstorehov.com. Иногда в джазовой музыке мы сталкиваемся с необычными оборотами в гармонии.

Например, когда у нас после доминанты должна идти тоника или аккорд её заменяющий, а идёт созвучие, которое вообще не относится к текущей тональности.

В этот момент у нас может возникнуть вопросы.

Озадаченностьрис. 1

Чтобы объяснить эту странность посмотрим на гармонию джазовой темы I'll remember april (один из вариант аранжировки).

Гармония I'll remember aprilрис. 2

Итак, на рисунке 2 мы отметили места с нужными нам оборотами. Например, после связки Am7-5 D7 (II7 D7г, надстройку +9 мы учитывать не будем для упрощения) у нас должен идти Gm.

Почему именно Gm, а не G? Потому что именно в соль миноре на второй ступени у нас строиться полууменьшённый септаккорд (Am7-5).

Но что у нас происходит на деле? На деле у нас дальше Bm7-5 E7.

Эти аккорды, как вы догадались, можно отнести к тональности ля минор.

Получается мы прервали движение, оборвав его на доминанте, и стали переходить в другую тональность через II7 D7г.

Это, собственно, и есть эллипсис.

Дальше тоже можно подумать что всё обычно и после Bm7-5 E7 идёт закономерная тоника (Am).

Но можно (а может даже и нужно) это рассмотреть тоже как неразрешённую связку. То есть мы не переходим в тональность Am окончательно, а начинаем "раньше времени" новую - Соль мажор. И значит Am7 D7 (II7 D7) это аккорды из тональности Gdur.

На самом деле это даёт нам много интересных возможностей. Например, мы смело можем играть на связку Am7-5 D7+9 то, что играем на Gm7 (ведь эти аккорды относятся к этой тональности). Например, блюзовую гамму Gm.

На Bm7-5 E7 блюзовую гамму Ля минор. А на аккорды Am7 D7 Gmaj7 блюзовую гамму Соль мажор.

Кроме того, мы и сами при сочинении музыки, в своих построениях можем не переходить в тонику новой тональности (совершая отклонение к примеру), а "оборваться" на доминанте и сразу начать отклоняться в следующую тональность. Это даёт нам огромные возможности для создания интересного звучания.

Да, в данной статье мы рассмотрели переход в новую тональность через оборот II7 D7, но обороты, через которые можно перейти могут быть и другими например: DD7 D7, DDVII7 D7, D7 и так далее. А ещё можно использовать их обращения. В итоге вариантов выйдет множество.

Если у вас есть вопросы задавайте их в комментариях ниже.

В конце статьи давайте сыграем что-нибудь на гармонию, которую мы выше рассмотрели.

Поделиться с друзьями
Реклама
Комментариев еще нет...
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]