Чтение с листа - обозначение нот, длительности нот, нота с точкой

обозначение нот

В прошлой статье мы нашли способ ритмически правильно прочитать легкие последовательности звуков в размере четыре четверти и тональности ля-минор, которая вообще не содержит знаков при ключе. Однако, это только первая из тональностей. Смотрите кстати об интересной закономерности расположения тональностей в статье о квинтовом круге.

Вы часто видели значки # - диез b - бемоль при ключе. Эти знаки говорят нам о том, что нота, на уровне которой стоит данный знак в следующей записи берется либо на полтона выше (знак диез) либо на полтона ниже (знак бемоль). Называться она будет соответственно, например ля-бемоль, или ля-диез.

Мы уже знаем тональность ля-минор, теперь можем "превратить" её в другую тональность, понижая или повышая на один тон определённые звуки. Так, добавив при нотном ключе диез на уровне фа мы получим тональность ми минор (или Em), добавив бемоль к си - ре минор (или Dm).

обозначение нот

Еще знаки понижения-повышения используются если требуется только в некоторых тактах композиции изменить высоту звука на полтона. В этих случаях знаки стоят не при ключе, а в конкретных тактах. Обычно когда заканчивается такой такт, действие знака заканчивается. Если требуется отменить действие бемоля или диеза на помощь приходит бекар, отменяющий любой знак стоящий до него.

обозначение нот

Следует помнить, что действие бекара распространяется только на один такт, в следующем такте си снова будет понижена в случае тональности ре-минор (как на рисунке).

Длительности нот, чтение с листа

Чтобы записать правильно мелодию или прочитать её с листа необходимо уметь точно отсчитывать длительности. Значение здесь больше имеет ритм, ведь любая композиция строится прежде всего на нём, да и "перенесение" музыки на бумагу средствами нотной грамоты становится возможным только после "разбиения звуков" на ритмические составляющие. Длительности нот бывают целыми, половинными, четверными, восьмыми, шестнадцатыми, тридцать вторыми, шестьдесят четвертыми.

длительности нот
Название длительностей говорит нам какое их число содержится в целой ноте. К примеру, в целой восемь восьмых, четыре четвертных, шестнадцать шестнадцатых и т. д.

Еще есть нота с точкой, точка продлевает длительность ноты ровно наполовину. Например, четвертная с точкой по времени звучит столько же, сколько три восьмые. Самое интересное при чтении с листа это точно отсчитывать эти длительности, слушая как вырисовывается мелодия. Названия пауз соответствуют названиям уже знакомых нам длительностей, а время их звучания заменяется тишиной.

обозначение пауз

Когда нам нужно продлить звук на определённую длительность ставится знак лиги. Внешне он похож на такую дугу, обозначение лиги и если мы доходим до ноты, над которой начинается дуга, то мы продлеваем её звучание на ту длительность, которую имеет следующая нота (там где дуга заканчивается). При чтении простейших мелодий можно использовать способ счета приведенный в разделе как читать ноты. Он подходит для того чтобы правильно сыграть вот эту известную мелодию

чтение с листа

В начале нам необходимо решить какое обозначение дать восьмым и четвертным. Первые у нас, как мы помним, считаются на "ти", а вторые на "та". Теперь мы можем прочесть последовательность, используя "ритмический каркас", точно определяя длительности.

чтение с листа
Слушать этот пример

1 - вертикальные линии над нотным станом - отсчет долей, их в данном случае четыре (ведь размер четыре четверти). Каждая доля имеет длительность четвертной, то есть ногой отсчитываем доли и про себя, или вслух проговариваем ти-ти-ти-ти...

2 - мы видим обозначение лиги, значит восьмая ми, с которой знак начинает действовать, звучит на половинную дольше своей длительности. Вместе написанные слоги (тата) обозначают, что половинная ми по длительности равна двум четвертным (в то время пока мы проговариваем тата, имея ввиду 2-ве четвертные, звучит ми).

3 - время звучания этой ноты с точкой, равно четверная+восьмая (то время пока мы считаем та-ти звучит как раз ре).

4 - здесь во время проговаривания "ти" восьмая пауза. Значит в мелодии наступает тишина на то время пока звучала бы 8-ая.

Кстати, для удобства можно считать только "ти - ти - ти - ти", так как при таком подходе проще определить время звучания четвертной ноты с точкой, которое равно ти-ти-ти, звучание же обычной четвертной ноты равно ти-ти или двум восьмым (та=ти+ти)...Ещё один способ, с помощью которого удобно отсчитывать быстрые длительности представлен в статье чувство ритма.

Поделиться с друзьями
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]