Блюзовые фразы
Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье мы приведём некоторые блюзовые фразы, с помощью которых можно импровизировать на гармонию минорного блюза.
В прошлый раз мы разбирали гармонию блюза в тональности Ре минор.
На мой взгляд звучание гармонии достаточно интересное и красивое. Но теперь нам нужно импровизировать на неё, выразить то, что мы чувствуем с помощью музыки, найти звучание, которое нам нравиться. На самом деле на аккорды нашего блюза можно сочинить и мелодию и мотив и что угодно.
Итак, на переход от аккорда G-7 к D-7 мы можем сыграть следующее:
рис. 1
А что это за минусы? Это то же самое что и буква m. То есть под записью G-7 мы подразумеваем Gm7. Просто для прикола можно обозначить и с минусом:)
В этой фразе (см. рис. 1) мы играем Дорийский лад на G-7, а потом переходим в ноту фа, что уже третья ступень аккорда D-7.
Послушаем как это у нас звучит:
Мне нравится. Идём дальше.
Следующая фраза будет для аккорда D-7. Так она выглядит в нотах:
рис. 2
Послушаем её:
Её мы можем сыграть на D-7 в любом месте нашего блюза. А что мы играем? Это просто Эолийский лад.
А рассуждали мы при её построении достаточно просто - играли этот лад и пропустили некоторые ноты. Так, порой можно получить красивое звучание. О чём-то похожем мы рассказывали в этой статье: http://gorstorehov.com/page/improvizaciya-na-gitare-s-chego-nachat
А чем обыграть A13b9? Этот наш странный аккорд? Как мы помним из предыдущей статьи (которая называлась минорный блюз) он у нас получается из уменьшённой гаммы... Следовательно, ей и давайте обыграем. Сыграем следующее:
рис. 3
А каким образом мы получили данную фразу? В её основе лежит упражнение из школы Джона Маклаффлина, о которой мы часто пишем.
Вот ещё один пример того как можно применять эти упражнения. Они на мой взгляд здорово облегчают жизнь...
Ну и послушаем как же звучит фраза с рисунка 3.
Круто. Теперь еще парочку фраз приведём. Вообще некоторые фразы хорошо звучат в начале импровизации. В начале нашего блюза можем сыграть следующее:
рис. 4
Мы тут играем просто ноты эолийского лада на D-7. Мы можем с этой фразы начать и потом её развивать (мы это услышим в конце этой статьи).
Послушаем как звучит фраза с рисунка 4.
Звучит норм на мой вкус.
Ну и ещё сыграем это на аккорд Bb7.
рис. 5
Практически вся фраза на рисунке 5 у нас состоит из миксолидийского лада и в конце (последние четыре ноты) мы играем уменьшённую гамму.
Послушаем как звучит то, что изображено на рисунке 5.
Все эти фразы мы можем видоизменять, а также придумывать на их основе новые фразы.
В итоге у нас должно накопиться много вариантов того, как обыграть тот или иной аккорд. Но еще надо помнить о том, что нам надо найти именно звучание, которое нам по душе, чтобы сыгранная фраза полностью нас устраивала, приносила радость.
Если у вас есть вопросы не стесняйтесь задавать их в комментариях.
Ну и в конце давайте с помощью приведённых выше фраз и некоторых других сыграем соло на гармонию минорного блюза.
Алексей
12 Марта 2017 в 12:55