Блюзовые аккорды

к статье про блюзовые аккорды

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Gorstorehov.com. В этой статье мы продолжим изучать блюз и блюзовые аккорды. Точнее аккорды эти не то чтобы блюзовые просто доминантсепт, ну да ладно - это мелочи. В статье как играть блюз мы начали разбирать нужную нам последовательность аккордов, а также посмотрели как каждый из них объяснить с точки зрения теории музыки. А сегодня мы доработаем ту гармонию, что у нас получилась в конце той статьи, состоит она всего из трех аккордов. Также не забывайте о важности счета про себя (разбиваем мысленно единицу отсчета(четвертная длительность) на триольки или три равные ноты) - это разовьет ваше чувство ритма, а также позволит импровизировать хорошо и свободно нашими блюзовыми аккордами.

Вот так, пока что звучит наш блюз: пример 1.

Все что слышно на записи вы уже знаете из прошлой части статьи, а вот так наша запись выглядит в нотах, если вам интересно:

ноты блюза в Соль-мажоре первый вариант

Но это только стандартная последовательность и её можно видоизменять, а способов изменения множество. Начнем с того, что выясним какие ступени обычно добавляют к каждому из септаккордов. Ступени эти 13-ая или 6-ая (это одна и та же нота), 9-ая, 9-ая повышенная. Также можно брать 9-ую пониженную, но только в особых случаях (о них поговорим позже), с точки зрения теории она вполне может понижаться но для блюза ей звучание не очень подходит. Добавление тех или иных ступеней кстати - это один из вариантов украсить вашу гармонию и внести в аккорд какой-либо новый для него оттенок, а также сделать звучание стилистически более подходящим... Функция же такого аккорда не меняется.

Добавочные ступени (или надстройки) подразделяют на диатонические и альтерированные. Ну и по названиям их понятно, что диатоническая значит неизменная, то есть берётся она из гаммы того аккорда, с которым мы работаем. А альтерированная, значит повышенная или пониженная (рядом с ней стоят знаки альтерации). Поэтому 13-ая и 9-ая ступени из выбранных нами выше - это получается диатонические надстройки, а 9-ая повышенная и 9-ая пониженная - альтерированные. Их мы и будем добавлять к нашим доминантсептаккордам.

Заметьте кстати, 9-ая ступень - это та же нота, что и 2-ая и мы писали о возможностях её изменения (повышения-понижения) в статье про альтерацию, там же читайте о других альтерируемых нотах.

Таким образом, добавляйте озвученные выше надстройки в блюзовые аккорды выбранные нами вот так:

Для тоники G7:

аккорд Соль тринадцать

Видите, добавилась нота "ми" или тринадцатая ступень для аккорда Соль.

Для субдоминанты С7:

аккорд До-девять

добавилась нота "ре" или девятая ступень аккорда До.

Для доминанты D7:

аккорд D7 с повышенной 9-ой

добавилась нота "фа" или девятая повышенная ступень аккорда Ре.

Теперь мы можем сыграть блюз чередуя простые доминантсептаккорды и аккорды с надстройками. Звучание сразу обогатиться. Однако, кроме надстроек есть еще тритоновая замена, как вы помните, и она в самый раз подойдет нам здесь.

Например, мы можем чередовать в тонике аккорд G7 или G13 с Ре-бемоль семь, ведь они очень похожи по звучанию и взаимозаменяемы. Опять же можем взять не только ре-бемоль-7, но и ре-бемоль-9 (9-ая ступень как надстройка). По аналогии действуем и с аккордом до-семь (субдоминанта), используя тритоновую замену получаем Фа-диез-семь и вот у нас уже два аккорда в субдоминанте. Так как нота фа-диез совсем близко с нотой соль, мы всегда можем возвращаться в соль-семь через Фа-диез-семь. Получается вот что:

тритоновая замена в соль-мажорном блюзе

В полученных "новых" аккордах также используйте надстройки озвученные нами в самом начале статьи...Ну вот, играть гармонию состоящую, казалось бы всего из трех аккордов стало интереснее.

Стоит еще сказать пару слов про аккорд F#7 в нем можно добавить 9-ую пониженную ступень это и есть "особый" случай когда в блюзе понижена 9-ая ступень, дело в том, что она совпадает с нотой "соль", а это основной тон нашего блюза, поэтому если мы переходим от аккорда F#13-9 (минус 9-ять) в тонику G13, то звучит хорошо и плавно, ведь ноту соль содержат оба эти аккорда:

плавность ведения гармонии

Сохранять же общие для двух аккордов тона - это одно из правил построения гармонии, и не только в блюзе, поэтому запомните этот момент.

Вот что у нас получилось, благодаря использованию надстроек и тритоновых замен: пример 2.

А это запись аудио примера 2 в нотах:

Соль-мажорный блюз с использованием надстроек и замен

Мы использовали, как вы слышите 13-ую ступень, 9-ую и 9-ую повышенную, затем в фа-диез семь 9-ую пониженную, ну еще добавили полутоновый шаг при переходе в субдоминанту До-семь... Теперь вы знаете о том, как можно построить блюзовые аккорды, используя надстройки и тритоновые замены и слышали что из этого может выйти. На самом деле нет ничего в этом сложного, главное получать удовольствие, в дальнейшем же мы узнаем еще много чего о развитии блюзовой гармонии. Успехов вам.

Поделиться с друзьями
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]