Как нестандартно сыграть доминанту - альтерированная доминанта
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы увидим, как еще можно сыграть доминанту и поговорим о том, что такое альтерированная доминанта.
Помимо обычного есть много других способов взять аккорд доминантовой функции. Это нужно нам, понятное дело, для разнообразия и чтобы не было скучно. Также мы, имея много разных способов, можем здорово разнообразить нашу музыку, соответственно и слушать будет её интереснее.
Итак, в этой статье мы увидим, как можно использовать альтерированную доминанту. Информацию о ней мы взяли из книги Должанского A. Н. "Краткий музыкальный словарь".
Как мы знаем, можно неустойчивые ступени повышать и понижать. Функция их сохраниться и лишь тяготение в устойчивые звуки усилиться.
Так, если в доминантсептаккорде изменить тяготение неустойчивых ступеней, то функция аккорда сохраниться, но звучание измениться. Доминантсептаккорд с такими вот измененными ступенями и можно назвать альтерированной доминантой.
Итак, вот как можно, допустим, использовать стандартный аккорд от пятой ступени в Ля мажоре.
рис.1
Как видите, на рисунке 1 мы можем даже стандартный аккорд от пятой ступени - простое трезвучие E взять интересно - весь в басовых струнах - он будет звучать не так, как обычный вариант. То есть даже без альтерации и дополнительных звуков у нас есть простор.
Итак, а как можно использовать альтерацию? Например, вот так:
рис.2
Послушаем как это звучит:
Так, мы можем "вплетать" повышенную и пониженную на полтона вторую ступень одновременно в свою игру. Функционально же это будет доминанта, в которой просто повышено тяготение неустойчивой ступени в устойчивые.
Да, мы сказали вторую, а на рисунке почему-то написано плюс-минус пятая, но говоря вторая мы имеем в виду вторую ступень тональности До мажор, она же пятая в аккорде G7 (что доминанта от пятой ступени).
Пример с рисунка 2 можно использовать и в своей музыке в тональности До мажор.
Итак, давайте попробуем использовать этот новый способ взять доминанту в своей музыке.