Чувство ритма

Чувство ритма - это первое что нужно развивать начинающему импровизатору. Ведь без него просто не получится легко "удержаться" в нужной тональности. В предыдущих статьях мы рассматривали способы счет для чтения простых мелодий на "ти-ти-та"...где ти - восьмая,а та - четвертная, можно считать по-другому, и для импровизации как раз подойдет немного другой способ "проговаривания" длительностей.

Для этого вспомним как работает метроном, звук этот больше похож на т-к-т-к (при произношении будет "ты-ка-ты-ка-ты-ка"). Как же применить это? Всё практически также как и в случае чтения нот с листа, только теперь мы будем заниматься импровизацией, а для этого нужно уметь отсчитывать довольно быстрые длительности.

Соло условно состоит из нескольких частей, которые можно назвать: вступление, кульминация и завершение. Эти три части, для наглядности и понимания, также можно обозначить ритмическим рисунком. Так в начале импровизации играем относительно медленно восьмыми, то есть разбиваем четвертные доли на две равные части. Затем с приближением к кульминации постепенно ускоряемся, обычные восьмые заменяя триольными, а в самой кульминации добавляем шестнадцатые, то есть "разбивая" уже на четыре части.

импровизация-чувство ритма, вступление

К завершению, снова замедляем ритм, только в обратном направлении, приходя в итоге к плавной концовке и основной теме.

Описанный выше подход конечно, не единственно возможный - это просто классическая схемка, импровизация и её конструкция зависит от самой темы, её атмосферы, и многих других факторов. Но знать это все же полезно и от этого можно в дальнейшем отталкиваться, экспериментируя.

Развивая таким образом чувство ритма появится больше свободы в игре на гитаре и будут получаться действительно необычные ритмические рисунки во фразах при игре соло. Например, начинаем мы со вступления, что же значит "играть восьмыми", в данном случае имеется ввиду импровизировать именно в рамках показанного на рисунке в первом такте ритма - то есть ритм заменяется на ноты. Однако для построения интересных фраз мы не просто однообразно играем одну и ту же ритмическую последовательность нот, но стараемся начинать и заканчивать фразы не однообразно, добавлять паузы, синкопы и т.д.

Импровизация - упражняем чувство ритма

1 Для начала просто попробуйте взять какую-нибудь одну ноту и играть её на каждую проговариваемую букву "т-к-т-к", удар ногой при этом приходится на каждую "т" (получается как на рисунке выше в первом такте, там где написано "вступление").

Если вы уже играете, попробуйте теперь пропускать некоторые ноты, заменив их тишиной (паузами): слушать пример

Здесь "т-к-т-к" у нас заменяет нота - это слышно в начале примера, дальше в некоторых местах мы пропускали удар по струне, сначала пропустили одну восьмую, затем две и т.д.. В итоге мы пришли к известной джазовой мелодии - "Tea for two", она подходит к взятому нами ритму поэтому звучит здесь кстати. Это конечно упрощенный пример, но суть в нем отражается - импровизация заключается в ритмическом переиначивании нот мелодии и упражняться в ней можно даже на одной ноте.

2 Также для изучения возможных ритмических вариантов можно найти и запомнить несколько понравившихся конструкций и затем чередовать их, импровизируя. Например, возьмем такую конструкцию:

Импровизация - чувство ритма

Как видите (сыграйте это сами), мы получили фразу, просто переиначивая ритм. Вы можете придумать нечто свое, отталкиваться можно от одной ноты. Приведенный выше рисунок можно использовать и для построения других фраз (используя другие ноты). Но смысл второго упражнения в том чтобы запомнить несколько таких фигур и чередовать их практически не задумываясь, тогда чувство ритма будет развиваться, а фразы будут звучать более правильно и ровно.

Поделиться с друзьями

Комментариев еще нет...

Добавить комментарий

Имя

Сообщение

   

:)[music]