Музыкальная психология в древности

Здравствуйте, дорогие посетители, вы находитесь в разделе психология. Здесь мы будем говорить о связи музыки с нашей повседневной жизнью, как на нас влияет то, что мы слушаем, а также способы применения музыки. Давайте в данной статье посмотрим, как зарождалась музыкальная психология в древности.

Музыка сопровождала жизнь людей с самых давних времён и если для большинства это было нечто "с чем жить веселей", то для некоторых античных философов, которые стремились всегда смотреть "вглубь", она уже начинала быть предметом изучения. Ещё Пифагор создал особое ответвление этики, названное эвритмией. В ней он рассматривал способность человека находить верный ритм не только в каких-либо взаимодействиях с музыкой, но и во всех аспектах жизни (своих действиях, мыслях и так далее).

Выбрав правильный ритм, человек эпохи античности мог входить в такт сначала со своей жизнью, затем и с жизнью города, потом и целой вселенной. Можно сказать, для Пифагора один человек - это инструмент, звучащий в купе с целым оркестром - всей природой, и с другими людьми. С этого понимания и пошло сравнение общества как единого механизма, который можно также сопоставить с музыкальным ладом. Ведь из лада, звуки которого взаимосвязаны и создают гармоничное звучание, нельзя выбросить отдельный элемент.

Известно также, что Пифагор искал определённые ритмы, а также звуковые последовательности, способные менять человека, его мысли в нужную сторону. Под "нужной стороной" имеется в виду усмирение внутреннего состояния, например в случае гнева, скорби и тому подобных состояниях. Философ стремился сделать из музыки нечто, что можно применить в практическом смысле, для воспитания молодого поколения, а также решения вполне себе реальных проблем общества.

Но не только Пифагор рассматривал музыку, как предмет для изучения. Не обошел своим вниманием эту таинственную составляющую человеческой жизни и Платон. Он считал, что музыка - неотъемлемый компонент нормального функционирования государства, и именно она способствует развитию людей. Применение тех ритмов и ладов, которые вскармливают низшие потребности, приводят к всеобщему упадку. Платон придавал действительное значение только музыке, помогающей человеку подняться до осознания себя частью этого мира, частью окружающих его людей.

Вслед за Пифагором и Платоном музыку, как инструмент гармонизации отношений человека и общества стал рассматривать Аристотель. Учение своё он назвал мимесис, и раскрывались в нём способы воздействия искусства на чувства человека. Предметом изучения послужила древнегреческая трагедия и люди, пришедшие на представление. По мнению Аристотеля, зрители и слушатели, освобождались от неких аффектов в своём теле через восприятие происходящего. Исходя из своих наблюдений, у философа сформировалась целая концепция. Согласно ей, душевные травмы и страдания, с ними связанные, обособляют человека от окружающего мира, вызывая чувства одиночества и оторванности. В процессе же переживания, вызванного музыкой, происходит очищение или катарсис, уводящий от сознания своей единичности к чувству целостности, общности. Как видите, уже в те далёкие времена зарождалось то, что сегодня мы называем музыкальная психология.

Аристотель пошёл дальше своих предшественников и описал каждый из известных греческих ладов, которые, надо сказать, и сейчас применяются. Описал он их с точки зрения воздействия, производимого на слушателя. Дорийский лад, с точки зрения Аристотеля приводит в гармонию чувства человека и является наиболее подходящим для воспитания молодёжи. Фригийский же, напротив, делает раздражительным, лидийский - воспитывающим слабость.

Также множество упоминаний о воздействии музыки можно найти в древних эпосах. Например, в знаменитой Одиссее в одном из моментов, рана главного героя исцеляется, благодаря песне. Персонажи древней литературы, вылечивали болезни, усмиряли собственный гнев также посредством музыки. Всё это ещё раз подчёркивает значимость рассматриваемого нами здесь удивительного искусства и его таинственного воздействия на здоровье человека. Здоровье как душевное, так и физическое.

Натурфилософы Древнего Китая пользовались музыкой как средством достижения гармонии в социуме. Если же имела место дисгармония, то это вызвано нарушением в одной из энергий инь или янь. Правильная музыка помогает восстановить баланс двух сил. Интересно то, что музыкальное искусство было обязательным для усвоения благородному человеку, являясь частью воспитательного процесса. Поэтому воспитанный человек всегда должен иметь при себе музыкальный инструмент, например у Конфуция была цина (струнный инструмент, очень похожий на цитру), и, когда беда была близко, он начинал играть, поддерживая силу духа.

В Древней Индии музыку также использовали, находя некие последовательности звуков (мантры), оказывающие целебное воздействие на организм. Каждая мантра предназначалась для лечения определённых недугов. Врачи с востока даже в наши дни по пульсу, а точнее по его мельчайшим изменениям могут определять наличие проблем со здоровьем.

Поделиться с друзьями
Реклама
Комментариев еще нет...
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]