Как играть соло на гитаре

Как играть соло на гитаре

Здравствуйте, дорогие друзья. Научиться играть соло на гитаре так, чтобы это звучало хорошо не так просто. Это очень широкая тема, содержащая в себе много различных нюансов. Рассмотрим её с самого начала.

В самом начале мы думаем о том, какими звукорядами обыгрывать аккорды гармонии, на которую мы хотим поимровизировать. В итоге мы находим подходящие гаммы для каждого аккорда (например, аккорд ля минор обыгрываем гаммой натурального ля минора и так далее).

Однако, не обязательно каждое созвучие обыгрывать отдельной гаммой, порой мы можем использовать одну гамму абсолютно на все аккорды аккомпанемента (подробно о том, почему так можно делать читайте здесь: https://gorstorehov.com/page/ladi-narodnoy-muziki).

Также, возможно, вам будет интересна информация об использовании блюзовой гаммы для обыгрывания мажорного и минорного аккорда.

Итак, поняв какими гаммами обыгрывать аккорды, мы можем заметить, что не всегда наше соло звучит хорошо и иногда слышится "лажа". Такое может случится если мы играем гамму с опорой на ноты, которых нет в текущем аккорде. Чтобы гарантированно избавиться от этой проблемы заканчивать фразы, а также акцентировать своё внимание при игре нужно именно на аккордовых звуках.

Проще говоря помимо гамм нам нужно выучить еще арпеджио аккордов из нужной гармонии.

Как играть гаммы интереснее, используя секвенции

В самом начале мы играем гаммы поступенно и это быстро может наскучить. На самом деле любую гамму можно сыграть с помощью терций и других интервалов, а также использовать секвенции.

Играть гаммы разными интервалами и секвенциями можно в качестве тренировки и когда вы будете играть соло вам будет проще применить данные наработки. Если у вас нет большого багажа фраз, с помощью которых вы могли бы сыграть интересное соло, то различные секвенции вам помогут.

А сейчас я хотел бы поделиться ещё одной интересной секвенцией и разобрать её подробнее. Выглядит она так:

Новое упражнение для фразировкирис. 1

Послушаем её:

Звучит достаточно красиво.

Теперь немного проанализируем. Почему это называется секвенцией? Потому что у нас в пределах одной гаммы повторяется на разной высоте один и тот же мотив (также мы называли повторяющийся отрезок звеном секвенции).

А что это за вид секвенции? Это ладовая секвенция, так как повторение мотива происходит в пределах одного лада (в нашем случае в пределах гаммы До мажор или Ионийского лада).

На рисунке 1 повторяющийся мотив (или звено секвенции) у нас помечен зелёным.

Секвенции в соло можно играть по-разному: начинать играть с разных её нот (то есть не с первой ноты звена секвенции), ритмически переиначивать, делать паузы, смешивать с другими фразами и так далее.

Использование акцентов в соло

Но в музыке есть ещё такое понятие как динамика. Она связана с тем, что каждую ноту при игре соло можно взять по-разному (если просто: тихо, громко, средне и так далее).

Поэтому любую гамму хорошо уметь сыграть разной динамикой. Это позволит использовать акцент, для того чтобы соло звучало интереснее. Посмотрим на конкретном примере, что мы имеем ввиду. Возьмем такую фразу (кстати, подобные фразы можно получить из различных секвенций).

Фразировка без акцентоврис. 2

Сыграем её.

Мы не использовали никаких акцентов и сыграли все ноты "одной громкостью". Собственно, если мы вообще ничего не знаем про динамику все ноты соло будут звучать одинаково или хаотично по громкости и в этом случае наша игра будет не очень интересна.

А теперь расставим в нотах акценты. Расставлять мы их будем не просто так. Они у нас будут как бы разделителем между коротенькими фразами, которые будут у нас получаться в этой большой последовательности.

Фразировка с акцентамирис. 3

Послушаем ту же последовательность, но уже с акцентами:

Звучит по-другому (хотя последовательность одна и та же) и можно услышать, как с помощью акцента у нас будто бы выделяются новые фразы. Мы можем расставить "ударения" и по-другому, получив уже другие фразы...

Как видите мы можем экспериментировать с этим и создавать соло, которое будет звучать интересно.

Более того, определённое использование акцентов даже является основой для фразировки в определённом стиле. Например, чтобы играть в стиле свинг (используется, например, в блюзе) или босанова нужно обязательно использовать акценты.

Для того, чтобы использовать акценты хорошо тренироваться, играя гаммы разной динамикой, например: тихо, средне, громко. Так вы автоматически сможете играть ноты с акцентом громко, а остальные средне, ведь в мышечной памяти у вас будут разные варианты динамических оттенков.

Ритмические паттерны или почему гитарист - это барабанщик

Чтобы соло звучало хорошо нужно понимать также, что самое главное в нём - это ритм. На самом деле соло можно сыграть вообще без нот, просто простучав разные ритмические зарисовки, которые вместе будут образовывать что-то целостное.

Затем мы просто играем с помощью получившихся ритмических конструкций разные звукоряды. В качестве примера давайте "настучим" что-нибудь.

Фразировка без нотрис. 4

Как слышите даже в этом ритме у нас прослеживается структура "вопрос-ответ", присутствуют паузы и так далее. Теперь с помощью этих и подобных ритмов мы и будем создавать фразы.

Вообще, хорошо использовать разные ритмические вариации (об этом вам могут рассказать многие музыканты). Например, если мы играем шестнадцатыми у нас будут следующие варианты: 4 шестнадцатых, две шестнадцатых восьмая, восьмая две шестнадцатых, восьмая с точкой шестнадцатая, шестнадцатая восьмая шестнадцатая, шестнадцатая восьмая с точкой.

Ритмические варианты шестнадцатыхрис. 5

Но мне кажется, что в соло лучше использовать различные ритмические паттерны, которые строятся на перечисленных вариациях. Эти паттерны могут образоваться при игре - мы просто играем соло и вдруг у нас получились интересные с точки зрения ритма фразы. Их можно записать, сделать из них упражнение и использовать в дальнейшем.

Паттерны могут выглядеть к примеру, так:

Пример ритмического паттернарис. 6

Этим паттерном, как видите, мы можем сыграть и гаммы. Мы можем упражняться таким образом, систематически играя так, как показано на рисунке 6. Таких паттернов можно придумать несколько, отработать и строить с помощью них соло.

Преимущество в том, что мы нашли то, что точно хорошо звучит и нам нравится, поэтому применяя это в соло и комбинируя разные паттерны у нас получится классное звучание. Также за счет того, что ритмические конструкции разные у нас будет звучать немонотонно, а это важно.

Теперь на практике применим то, о чем я написал и убедимся, что это звучит.

Поделиться с друзьями
Читайте также
  1. Прикольные фразы для гитары
  1. Как играть соло, используя только блюзовую гамму
  1. Как правильно импровизировать на 12 тактовый мажорный блюз
  1. Как играть блюзовое соло
  1. Рассказ про cтиль свинг и ритм шаффл
  1. Как играть гаммы секвенцией
Реклама
Комментариев еще нет...
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]