Фредерик Шопен

Фредерик Шопен

В 1810 году 1-го марта в 60-ти километрах от Варшавы в маленькой деревушке Желязова-Воля родился один из величайших композиторов мира - Фредерик Шопен. С детских лет он больше жизни любил музыку, а родители поощряли его увлечённость. Вообще семья Шопенов была довольно музыкальна. Старшая сестра, например, которая была очень дружна с братом, также неплохо владела фортепиано. У талантливого мальчика был свой учитель музыки чех, Живный, который со временем стал очень близким другом семьи. Он один из первых разглядел в ребенке талант и безусловно положительно повлиял на развитие его музыкальных способностей.

Уже в 8-мь лет Фредерик начал заниматься музыкальным творчеством. В январском выпуске "Варшавского дневника" даже упомянули одно из первых его произведений - полонез, посвященный графине Скарбек.

Вот с таких заметок, а еще отзывов тех кто слышал игру маленького Фредерика и начала расти популярность будущего великого музыканта.

Практически каждый день у дома останавливались роскошные кареты для того чтобы увезти мальчика выступать в дом какого-нибудь знаменитого в Варшаве человека, где он мог бы импровизировать перед восхищенной публикой.

В совсем молодом возрасте музыканту посчастливилось встретиться с некоторыми виртуозами того времени, которые останавливались в Варшаве на пути в Петербург. Так он присутствовал на концерте Паганини и даже сыграл для Каталани, которая подарила ему золотые часы в знак признания его таланта.

С 1823 года он учится в Варшавском лицее, который успешно заканчивает в 1926-ом. Параллельно с этим занимается изучением премудростей построения гармонии с Юзефом Эльснером (это директор и дирижер оперы).

Как отмечают близкие Фредерика мальчик обладал талантами не только к музыке, но и к актёрскому мастерству, а также любил рисовать и писать стихи. Особенно хорошо ему давалось подражание, он мог правдоподобно изобразить любого человека, его мимику жесты, причём получалось очень достоверно. Таким образом, он в шутку изображал манеры игры, поведение виртуозов того времени, доставляя немало удовольствия окружающим.

Фредерик Шопен, обучение в Варшаве

Следующий шаг - учеба в Главной школе в Варшаве. В 15-ть лет умирает сестра Шопена и он полностью отдается учебе после этой трагедии. 1827-1828 годы - стали для музыканта одними из самых успешных в творческом плане. В 1927 - 1928 годах создается множество произведений, с которыми позже композитор будет покорять музыкальные вершины.

Шопен в этот период часто импровизировал, играя везде где его только просили, Юзеф Эльснер характеризовал своего одаренного ученика как "музыкальный гений". А вот как один из современников описывал внешность Фредерика: "Невысокий рост, слабое сложение и впалая грудь...лоб его был высокий и очень красивый, глаза выразительные и кроткие, с первого взгляда в них не было ничего особенного, но если приглядеться можно было увидеть что-то не от мира сего. Темные, густые вьющиеся волосы с небольшим оттенком рыжего. Нос был крупный и придавал его лицу какую-то значительность. Был подвижен, обладал остроумием и колкостью в беседе. Однако, относился с нежностью и уважением к родным и близким. Родителей же не забывал никогда, даже на пике своей славы."

В 1828-ом отец отправил сына за границу со своим другом, профессором зоологии Феликсом Яроцким, которого пригласили в Берлин на съезд естествоиспытателей. Фредерик, за время пребывания в столице, приобрел опыт общения с высококультурными людьми, знатоками музыки, а также имел возможность чуть ли не каждый день ходить в оперу. Также на обратном пути сам князь Антони Радзивилл пригласил композитора к себе во дворец дабы услышать игру молодого виртуоза.

Дом Фредерика Шопена

Дом где родился Фредерик Шопен. Был восстановлен и теперь здесь даются концерты посвященные великому композитору

Шопен остался весьма доволен поездкой, которая не только помогла завести знакомство с интеллигентными людьми, но и расширила представления о музыке. Уже дома в Варшаве его постоянно приглашали на светские рауты, он был просто нарасхват. Правда, как сам Фредерик пишет в письме своему другу Титусу Войцеховскому: "за неделю не удалось ничего написать ни для людей ни для бога"- так он был занят. Также он часто ездил в загородную резиденцию Антони Радзивилла, который горячо ценил его талант.

Однако, не только аристократические круги воспитывали молодого композитора, ведь в то время обстановка в Варшаве была не спокойна, совсем недавно она снова стала столицей Польши, потеряв этот статус после разгрома восстания Костюшко в 1875-ом.

Теперь Польша находилась под правлением деспотичного Константина и фактически потеряла свою независимость как государства. Такие условия породили революционно-освободительное движение. Варшава не стала исключением, люди здесь были настроены весьма патриотично, сыграв свою роль в восстании 1830-го года. Даты судьбоносной для Фредерика - в этом году ему предстояло навсегда покинуть родной дом. Однако перед этим случилось еще одно важное событие - поездка в Вену, ставшая, благодаря таким именам как Бетховен, Гайдн, Моцарт, столицей музыки. Его приняли очень тепло, о чем позаботился бывший профессор органной музыки в Варшаве - Вильгельм Вюрфель. Вюрфель же устроил там первые концерты Шопена, послужившие значительным подспорьем в плане "продвижения" композитора. Благодаря им Фредерик Шопен стал известным на всю Вену и приобрел концертный опыт.

Вернувшись домой, Фредерик начал строить планы на счет своего будущего, ему хотелось продолжить образование за границей, но на это требовались деньги. А чем как не публичными выступлениями можно было заработать? Первый концерт в Варшаве состоялся весной 1830-го года и был принят конечно же очень тепло, Шопен исполнил тогда Концерт фа минор (оп.21), фантазию си-бемоль мажор на польские темы (оп. 13).

В этот период в произведениях великого композитора отражалась не только драматическая ситуация, в которой жила вся Польша, но и его личные чувства к своему идеалу. Идеалом этим была певица Констанция Гладковская, учившаяся в консерватории Варшавы. Возможно чувство к ней возникло у Фредерика на показательном концерте в апреле 1829 года, где Гладковская с успехом солировала.

Именно своей первой любви композитор посвятил адажио из концерта фа минор, а также, приступил к сочинению концерта ми минор. Свои чувства он от всех тщательно скрывал. 21 июля 1830-го состоялось дебютное выступление Гладковской в Варшавской опере, и Фредерик, конечно же, там присутствовал.

Любовь была взаимна. Но у судьбы были другие планы на счет будущего молодых людей и, Шопен, уезжая из Варшавы в ноябре 1830-го, еще не знал, что больше не увидит Констанцию.

Композитор покидал свою страну уже состоявшимся музыкантом, а в саквояже он вез свои произведения, которые помогут ему завоевать Европу.

Список произведений

1. Вариации си-бемоль мажор для фортепиано с оркестром, на тему оперу "Дон Жуан" Моцарта (1827-28 гг.)
2. Соната до минор посвящена Юзефу Эльснеру, написана в 1827-28-годах.
3. Концерт ми минор для фортепиано с оркестром, написан в 1830г.
4. Фантазия ля мажор для фортепиано с оркестром на польские темы, написана в 1829-30 годах.
5.Концерт фа минор для фортепиано с оркестром, написан в 1829 году, посвящен Дельфине Потоцкой.
6. Два Полонеза: до-диез минор, ми-бемоль минор.

Поделиться с друзьями
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]